Два вопроса: что больше по территории - Европа или США? И у кого больше солдат под ружьем? Может показаться удивительным, но по обоим пунктам лидирует Старый континент. Но в политическом плане ему от этого мало пользы.
Несмотря на ускоряющийся процесс объединения, Европа - потенциальная сверхдержава - все еще говорит на разных языках, не может свести воедино свои значительные силы. Последний пример - кризис, связанный с иракской проблемой. Все более жесткие угрозы со стороны американцев осложняют трансатлантические отношения, подвергают эрозии международный антитеррористический фронт и действительно могут положить начало «войне культур» между Западом и исламским миром.
Тем не мене, Европа никак не может выработать единую позицию по отношению к США по иракской проблеме. Прежде всего, нет ответа на вопрос, что должно произойти, если Багдад будет по-прежнему бойкотировать проведение военных инспекций ООН.
Если Россия преследует в случае с Ираком особые интересы, то ЕС демонстрирует позицию в стиле циркового шпагата. Так, Лондон не хочет подвергать испытаниям свои «особые отношения» с Вашингтоном, Франция уповает на ООН, а красно-зеленый Берлин, не в последнюю очередь из соображений развернувшейся избирательной кампании, делает ставку на четкое дистанцирование от набирающей силу военной истерии администрации Буша (Bush).
Проведение военной операции в одностороннем порядке, и это Джордж Буш, видимо, уже уяснил, наталкивается на несогласие не только его европейских друзей, включая Турцию, но и неизбежных союзников, таких, как Пакистан или Египет. Но техасцу необходимы новые успехи в его теряющем динамику «крестовом походе» против террора. Победа над Саддамом (Saddam) позволила бы вернуть блеск исчезающей силе притягательности президента. Для того, чтобы преподать ему полезный урок, необходимо нечто большее, чем разноголосое ворчание, доносящееся из Старого Света.