Андре Колингба (Andre Kolingba) разделил судьбу многих бывших диктаторов Африки. 26 августа бывший военный диктатор Центральноафриканской республики был приговорен в свое отсутствие к смерти за подстрекательство к мятежу против президента своей страны в мае 2001 года. И вот Колингба попросил убежища в Уганде, где он сегодня живет и поддерживает контакты с мятежниками на родине.
Правительство Уганды не видит в этом никаких проблем, но это не означает, что их не существует. Дело в том, что Уганда является одним из самых близких союзников США в Африке. Правительство Центральноафриканской республики свергнуто в очередной раз революционным вождем Ливии Муамаром Каддафи (Muammar al-Gaddafi). Сотня ливийских военнослужащих находятся в столице Банги, а с июля Ливия проявляет в Центральноафриканской республике активность в сфере добычи алмазов и в разведке месторождений нефти. Считается, что подземные кладовые страны, площадь которой составляет 623 000 квадратных километров, и где проживает меньше четырех миллионов человек, богаты громадными запасами минерального сырья, такими же, что и у южного соседа - Демократической республики Конго. Там Каддафи уже наладил деловые связи, прежде всего, через своего друга Роберта Мугабе (Robert Mugabe) - президента Зимбабве, правительство которого поддерживает правительство Конго.
Войны между африканскими государствами за сферы влияния в Конго теперь, очевидно, служат моделью для других стран. Все чаще - в последний раз это было 1-го сентября, на годовщину ливийской революции - Каддафи подчеркивает, что его внимание теперь приковано к Африке. Это создает проблемы не только для США, но и для Франции, которая до 1998 года держала в Центральноафриканской республике свой воинский контингент. Дело в том, что ось Каддафи-Патасси (Patasse"), поддерживаемая Суданом, означает, что в окружении оказывается Чад. В 80-е годы эта страна была театром войны между Францией и Ливией, а сегодня является местом реализации самых крупных нефтяных проектов Африки.
В прошедшее воскресенье президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) сделал на пути на саммит в Йоханнесбурге кратковременную остановку в Чаде, чтобы подкрепить позиции тамошнего президента Идриса Деби (Idriss Debi). Франция является «важнейшим партнером» Чада, сказал президент, и заявил об углублении отношений.
Сделал он это не без задней мысли, так как Чад, где находится подразделение французских вооруженных сил в составе 800 человек, в последние годы попадает под все большее влияние США. В настоящее время консорциум во главе с компаниями США оборудует для добычи гигантские нефтяные поля на юге страны. По данным чадской оппозиции там ведут активную работу военные советники США. Правительство Центральноафриканской республики в очередной раз наняло в качестве «советника по борьбе с терроризмом» отставного французского военного Пола Баррила (Paul Barril) - героя прошлых наемнических войн в Африке.
Таким образом, намечается конфликтный треугольник между ливийскими, французскими и американскими интересами. Цепочка войн за сферы влияния уже тянется от пустыни Сахары в бассейн Конго, вдоль линии Ливия-Чад-Центральная Африка-Конго. На севере Чада бои ведут мятежники, поддерживаемые Каддафи. Их руководитель Юсуф Тогоими (Youssouf Togoimi) находится с 27 августа в одной из ливийских больниц после того, как мина правительственных войск разворотила ему ногу. На севере Центральноафриканской республики воюют мятежники под командованием бывшего центральноафриканского генерала Франсуа Бонзизе (Francois Bozize"), который нашел прибежище в Чаде. Против них Центральноафриканское правительство выставило бывшего лидера чадских повстанцев Абдулу Мискина (Abdoulaye Miskine). А север Конго держит под своим контролем Конголезское освободительное движение, руководитель которого Жан-Пьер Бемба (Jean-Pierre Bemba) с некоторых пор поменял свою прежнюю лояльность по отношению к Уганде и США на связи с франками. Его войскам уже не раз приходилось спешить на помощь центральноафриканскому президенту Патасси.
Умиротворения региона в перспективе не наблюдается. Ни одно из правительств не обладает достаточными силами, чтобы держать под контролем территорию своего государства, и каждое из них в плане экономического выживания находится в зависимости от заграницы. Чем масштабнее интерес иностранцев к сырьевым ресурсам Центральной Африки, тем длиннее становятся фронты и тем ожесточеннее разворачивающиеся на них схватки.