Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У экономики Ирака нет никакого шанса

Санкции не позволяют восстановить инфраструктуру

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ранними вечерами по улицам иракской столицы, где можно увидеть многочисленные магазины, фланируют тысячи людей. Они удивляются телевизорам с плоским экраном, новейшим моделям компьютеров, западным игрушкам и западной модной одежде, выставленным в витринах. Некоторые обращают внимание на шикарные рестораны, теснящиеся вдоль Тигра. Но дело этим и ограничивается. В Багдаде, спустя одиннадцать лет после того, как Организация Объединенных наций наложила санкции, можно, конечно, приобрести все мыслимые товары, но позволить себе вещи, доставленные в страну контрабандным путем, могут лишь немногие иракцы

Ранними вечерами по улицам иракской столицы с массами магазинов фланируют тысячи людей. Они удивляются телевизорам с плоским экраном, новейшим моделям компьютеров, западным игрушкам и западной модной одежде, выставленным в витринах. Некоторые обращают внимание на шикарные рестораны, теснящиеся вдоль Тигра. Но дело этим и ограничивается. В Багдаде, спустя одиннадцать лет после того, как Организация Объединенных наций наложила санкции, можно, конечно, приобрести все мыслимые товары, но позволить себе вещи, доставленные в страну контрабандным путем, могут лишь немногие иракцы.

Благодаря программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», у людей, разумеется, есть достаточное количество еды, но санкции мешают любым попыткам восстановления экономики. Полный запрет на иностранные инвестиции и положение, что распределяемая в рамках программы ООН помощь должна быть только из стран третьего мира, являются существенной причиной высокого уровня безработицы в стране. Но усложняет восстановление и Комитет ООН, ведающий вопросами санкций, и который должен давать согласие на любой импорт. Комитет блокировал 661 вид товаров, общая стоимость которых достигает 5,3 миллиарда долларов США. Блокированы, прежде всего, товары, которые необходимы для ремонта инфраструктуры, то есть для водо- и энергоснабжения, телефонной сети и добычи нефти. Удерживаются также грузы, которые могут быть использованы и для военных целей.

Нехватка воды

Сложная процедура получения согласия ООН препятствует не только экономическому развитию, но и причиняет вред населению. Тяжелые последствия выражаются, прежде всего, в сохраняющейся нехватке питьевой воды, что объясняется отсутствием запасных частей для очистных сооружений и водяных помп. По данным бюро ЮНИСЕФ в Багдаде из 1 000 детей умирает, не дожив до пятого дня, 131 ребенок. Это происходит, прежде всего, из-за неочищенной воды. По информации детского благотворительного комитета Организации Объединенных наций, каждый ребенок, не достигший пяти лет, на протяжении двенадцати месяцев заболевает в среднем 14 раз дизентерией. Руководитель делегации Международного комитета Красного Креста (IKRK) Маркус Дольдер (Markus Dolder) сказал в Багдаде, что санкции привели к масштабному разрушению инфраструктуры и обнищанию широких слоев населения. Среднего слоя в Ираке больше не существует.

Нет оснований ожидать улучшения ситуации и в связи с принятой несколько месяцев назад резолюцией ООН 1409. В частности, она разрешает поставки в будущем продовольствия, практически, не испрашивая разрешения, однако все грузы с компонентами, которые могут быть использованы в военных целях, даже если это просто металлические части, могут по-прежнему задерживаться на недели или месяцы. Список товаров двойного назначения, на ввоз которых необходимо разрешение, по-прежнему содержит 600 страниц. К тому же у Ирака заканчиваются деньги для закупок жизненно важных товаров в рамках программы ООН. Спор по поводу определения цены нефти продолжается не один месяц, он привел к тому, что ее экспорт из страны сократился за последние два года на 50 процентов. Цена на иракскую нефть была установлена Организацией Объединенных наций задним числом лишь в конце прошлого месяца. Это обстоятельство, по данным представителей экономических кругов, распугивает многочисленных потенциальных покупателей. Большинство торговцев нефтью, несмотря на хорошее качество иракской нефти, не готово ее брать, не имея твердого соглашения относительно цены.

Организация Объединенных наций установила постфактум цену под давлением Соединенных Штатов и Великобритании, которые хотели помешать тому, чтобы иракские власти договаривались с покупателями, как это было несколько лет назад, об относительно низкой цене, но получая при этом неофициально 10 процентов наличными. Таким образом, иракцы могли бы выводить часть дохода из-под контроля Организации Объединенных наций. Точно так же, как и с нефтью, иракцы обставляют и закупку в рамках программы ООН продовольствия, тоже получая наличными 10 процентов. С помощью таких нелегальных сделок и нелегального экспорта нефти, достигающего, примерно, 300 000 баррелей нефти в день, у Ирака оказывается в руках до трех миллиардов неподконтрольных долларов США в год. Но они практически не могут помочь экономике.

В каком жалком состоянии находится инфраструктура страны, свидетельствует нефтеперерабатывающий завод в Дауре, что под Багдадом. Кажется, что котлы и трубы вот-вот разорвутся, изоляционный материал котлов отпадает со всех сторон, в местах уплотнений - бреши. Главный химик предприятия Хассан Хатти (Hassan Hatti) рассказывает, что эксплуатировать оборудование можно в настоящее время лишь благодаря запасным частям, которые снимаются на других вставших перегонных заводах. Доставка запасных частей занимает из-за санкций ООН очень много времени, часто необходимые узлы вообще не прибывают. Так, практически нельзя использовать новый компрессор, поскольку не были поставлены компоненты компьютерного управления. Детали более солидного возраста были сделаны еще в США и Великобритании, а те препятствуют поставкам необходимого материала.