Бывший президент США Картер сегодня является президентом Картеровского центра в Атланте
5 сентября 2002 года. В исторической политике Соединенных Штатов, касающейся прав человека, нашей роли в сообществе наций и ближневосточного мирного процесса, происходят коренные перемены - в основном без дебатов, которые завершаются однозначным согласием (за исключением, иногда, споров внутри администрации США).
Как вполне понятно, появились некоторые новые подходы, которые обусловлены быстрыми и продуманными вместе с советниками реакциями президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) на трагедию 11 сентября, но в то же время другие подходы, как представляется, продиктованы группой консерваторов, которые под прикрытием объявленной войны против терроризма пытаются реализовать свои давно сдерживаемые амбиции.
Наша страна, на которую прежде во всем мире взирали с восхищением как на главного защитника прав человека, стала основным объектом критики уважаемых международных организаций, озабоченных этими основополагающими принципами демократической жизни. Мы игнорируем или миримся со злоупотреблениями в странах, которые поддерживают наши антитеррористические усилия, и в то же время сами арестовываем американских граждан как "солдат противника", тайно и на неопределенный срок заключая их под стражу без предъявления им обвинений в каком-либо преступлении и без права на адвоката.
Эта политика осуждена федеральными судами США, но Министерство юстиции, кажется, полно решимости ее защищать, и этот вопрос все еще остается под сомнением. Точно так же несколько сотен взятых в плен солдат движения "Талибан" остаются в заключении на военной базе США Гуантанамо, при этом министр обороны США заявляет, что они не будут выпущены на свободу, даже если когда-нибудь их будут судить и признают невиновными. Эти наши акции подобны акциям злоупотребляющих властью правящих режимов, которые исторически осуждали американские президенты.
Хотя сам президент предпочитает не высказывать своего мнения, на американский народ почти ежедневно сыплются заявления вице-президента и других высших официальных лиц, в которых утверждается, что нам грозит огромная опасность со стороны оружия массового поражения (ОМП) Ирака, и содержатся обещания устранить от власти Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) при поддержке или без участия каких-либо союзников.
Как настоятельно подчеркивается иностранными союзниками, ответственными лидерами бывших администраций и нынешними должностными лицами, в настоящее время не существует прямой угрозы Соединенным Штатам со стороны Багдада. С учетом интенсивного мониторинга и подавляющего американского военного превосходства, любой воинственный шаг г-на Хуссейна против кого-либо из соседей Ирака, даже самый незначительный испытательный ядерный взрыв (который необходим, чтобы построить ядерный боеприпас), осязаемая угроза применения ОМП или передача технологий ОМП террористическим организациям стали бы самоубийственными для него. Но вполне вероятно, что подобное оружие будет применено против Израиля или наших войск в ответ на американское нападение.
Мы не можем игнорировать разработки химического, биологического или ядерного оружия, но наша, начатая в одностороннем порядке, война против Ирака не является правильным ответом. Существует срочная необходимость в акции ООН с целью принуждения Ирака к возобновлению деятельности инспекторов по вооружениям на его территории. Но, пожалуй, мы специально делаем этот шаг менее вероятным, когда отстраняем от себя нужных нам союзников. Очевидно не соглашаясь с президентом и с государственным секретарем США, вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) в данный момент отвергает эту опцию как желательную цель.
Мы, действуя контрпродуктивно, бросили вызов остальному миру, отказавшись от американских обязательств по тщательно выработанным в процессе переговоров международным соглашениям. Категорический отказ от соглашений о контроле над ядерным оружием, от конвенции по биологическому оружию, от договора по защите окружающей среды, от предложений о запрете пыток и наказании военных преступников иногда сопровождался экономическими угрозами в адрес тех, кто мог бы с нами не согласиться. Эти односторонние акты и утверждения все больше изолируют Соединенные Штаты от тех самых стран, которые нам нужны для борьбы с терроризмом.
Трагично, но наше правительство отказывается от патронажа переговоров между палестинцами и израильтянами. Наша очевидная политика заключается в поддержке чуть ли не всякой акции Израиля на оккупированных территориях и огульном осуждении и изоляции палестинцев как врага в нашей войне с терроризмом, в то время как израильские поселения расширяются, а палестинские анклавы сокращаются.
По-видимому, внутри администрации США все еще идет борьба из-за нашей ближневосточной политики. Ясные обязательства президента соблюдать основные резолюции ООН и поддерживать образование Палестинского государства, по сути, сводятся на нет заявлениями министра обороны США, что при его жизни "будет существовать некая общность, которая будет создана" и его ссылками на "так называемую оккупацию". Это свидетельствует о радикальном отходе от политики любой американской администрации с 1967 года, всегда базировавшейся на уходе Израиля с оккупированных территорий и настоящем мире между израильтянами и их соседями.
В Вашингтоне ныне господствуют воинственные и несогласные голоса, но они пока не отражают окончательных решений президента, конгресса или судов. Исключительно важно, чтобы возобладали исторические и хорошо обоснованные американские обязательства: в отношении мира, справедливости, прав человека, окружающей среды и международного сотрудничества.