Знаменитое московское метро имеет огромные размеры, работает как часы и каждый день перевозит по городу около 9 миллионов человек.
Однако в то же самое время подземка стоит на краю банкротства, так как на рынке она действует по старым принципам, когда-то вызывавшая гордость инфраструктура приходит в упадок, а некоторые из работников просто-напросто обворовывают систему.
"Поездка по нью-йоркскому или лондонскому метро стоит как минимум один доллар, а москвичи имеют возможность воспользоваться услугами лучшего качества всего за пять рублей (около 16 центов), - говорит директор московского Музея метро Валентин Болотов. - Мы давно живем не в Советском Союзе. Такое ведение дел задушит наше любимое метро".
На октябрь запланировано повышение цен на проезд в метро до семи рублей, однако эксперты говорят, что для того, чтобы заставить семидесятилетнее чудо инженерной техники приносить прибыль, повышение должно быть гораздо большим. Более двух третей бюджета метрополитена сибсидируется правительством, и дефицит растет с каждым годом. Объяснение этой ситуации лежит в социальных и экономических проблемах постсоветской России.
Более половины пассажиров, которые каждый день заполняют пышные, отделанные мрамором станции метро и втискиваются в стареющие электропоезда, не платят ни копейки. В соответствии со сложившейся в коммунистические времена практикой социальных льгот, которые свободно увеличивались щедрыми постсоветскими политиками, десятки категорий граждан имеют право на бесплатный проезд.
В их число входят пенсионеры, сироты, кавалеры государственных наград, военнослужащие, работники городского хозяйства, ветераны войны, таможенники, депутаты и их помощники, военнослужащие запаса, судьи и работники налоговой службы. Более чем сто различных документов позволяют их владельцам ничего не платить. "Я даже не гляжу на документы, если сказать правду, - говорит имеющая уставшие глаза Светлана Малкина, работающая на контрольном пункте, через который проходят люди, размахивая своими документами. - Я смотрю им в глаза. Если кто-то кажется неуверенным, я могу остановить его".
По сравнению с советским временем количество людей, имеющих право на бесплатный проезд, выросло вдвое. Эта тенденция требует от руководства метрополитена проведения срочных реформ. "Если военнослужащие Министерства обороны ездят на метро - это замечательно, но почему они не покупают билеты? - задает вопрос руководитель Метрополитена Дмитрий Гаев. - Мы должны получать компенсацию за наши усилия и затраченные ресурсы". Проблема усложняется подделками и мошенничеством. Работники метрополитена признают, что они не могут узнать, сколько людей используют фальшивые документы для бесплатного проезда. Одним из способов покончить с этим, по их мнению, является выдача каждому москвичу личной карты, на которой будет находиться индивидуальная информация, считываемая компьютеризированными турникетами.
В этом году десятки тысяч московских студентов получили новые экспериментальные карты, которые предоставляли им скидку в 70 %, и количество подделок сразу снизилось в два раза. "Как только мы убедимся, что льготами пользуются только те люди, которые имеют на них право, мы сразу примемся за дело", - говорит официальный представитель метрополитена Константин Черкесский. Однако студенты отмечают, что карты часто функционировали плохо, и им все равно приходилось покупать обычный билет по полной цене.
Даже те, кто не имеет никаких льгот, иногда ездит за более низкую цену, благодаря цветущему черному рынку поддельных билетов. Работники метрополитена думали, что они избавились от этой проблемы в 1997 году, когда были установлены автоматические турникеты, считывающие информацию с одноразовой карты с магнитной полосой. Эти карты считались защищенными от подделок. Однако только месяц назад милиция прекратила деятельность большой преступной группы, в которую входили десятки уборщиков, работников и контролеров метрополитена. Они собирали использованные карты из мусорных корзин, намагничивали их повторно и продавали неофициальным распространителям.
"Это было крупное мошенничество, которое стоило метрополитену миллионы долларов, - говорит г-н Черкесский. - Нам нужны более надежные технологии, чтобы избавиться от таких явлений".
Официальные лица метрополитена утверждают, что они способны обеспечить безопасную работу всей системы, даже в стесненных финансовых условиях. Однако все соглашаются, что будет очень трудно заменить подвижной состав и модернизировать оборудование без значительного повышения доходов. "Суть проблемы в том, что общественный транспорт в Москве весьма неприбылен, - говорит руководитель департамента транспорта правительства Москвы Александр Беляев. - В случае с метро, расходы превышают доходы в соотношении три рубля к одному".
Министерство транспорта, отвечающее за весь общественный транспорт в России, сообщает, что оно разрабатывает проект закона, согласно которому государственные ведомства будут оплачивать проезд своих сотрудников. Так же привилегий будут лишены пенсионеры, ветераны и инвалиды, которые взамен ежемесячно будут получать денежную компенсацию на проезд в метро и наземном транспорте. "Мы не считаем, что некоторые категории населения не нуждаются в помощи, однако считаем такой подход более рациональным, - отметил представитель Министерства транспорта Евгений Москвичов. - Почему же многие с трудом понимают это?"
Пенсионерка Галина Сергеева, по несколько раз в день ездящая на метро в связи со своей работой продавца цветов, отвечает на этот вопрос жестко и пессимистично.
Так как она переезжает с рынка на рынок по несколько раз в день, то право на бесплатный проезд является единственным способом заработать на ее работе немного денег. Она уверена, что обещанное повышение пенсий никогда не покроет рост цен на проезд.
"Опыт прошлых лет показывает, что они заберут у нас что-то ценное и взамен дадут что-то ничего не стоящее, - говорит г-жа Сергеева. - После всего того, что происходило в нашей стране, не просите меня доверять нашим чиновникам и их планам. Почему они не улучшат сначала условия, а потом попросят нас заплатить?"