Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нефтяники толпой устремляются на российский остров с хрупкой экологией

Два многонациональных консорциума ведут разведочное бурение и возводят нефтяные вышки у побережья о. Сахалин, осуществляя первые проекты такого рода, получившие одобрение Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Остров Сахалин давно прославился в России своими реками, куда заходит рыба лососевых пород, и своим мелководным океанским шельфом, где полным полно трески, краба и селедки - рай для рыбаков и серых китов, которым грозит истребление. Теперь он должен станет более известным благодаря своей нефти.

Поселок Ноглики, Россия, 4 сентября 2002 года. Остров Сахалин давно прославился в России своими реками, куда заходит рыба лососевых пород, и своим мелководным океанским шельфом, где полным полно трески, краба и селедки - рай для рыбаков и серых китов, которым грозит истребление. Теперь он должен станет более известным благодаря своей нефти.

Два многонациональных консорциума ведут разведочное бурение и возводят нефтяные вышки у побережья о. Сахалин, осуществляя первые проекты такого рода, получившие одобрение Москвы. Разрабатываются планы строительства нефте- и газопроводов протяженностью в сотни миль (1 сухопутная миля = 1,609 км). Так как защитники окружающей среды заблокировали план президента США Джорджа Буша-младшего (Geoprge W. Bush) начать добычу нефти на Аляске, на территории Арктического национального заповедника, этот лежащий по другую сторону Тихого океана остров стал тем более ценным для нефтяников, которые пытаются удовлетворить мировые потребности в энергоресурсах.

Природные ресурсы о. Сахалин не защищены такими же строгими правилами в отношении охраны окружающей среды, какие действуют применительно к бурению скважин в США. В этом заключается глобальная сделка: как только защитники окружающей среды намереваются защитить от нефтяников-поисковиков один уголок планеты, буровые вышки внезапно вырастают на другом чувствительном (с точки зрения экологии - прим. пер.) месте.

На Сахалине консорциумы, которые возглавляют корпорация "Exxon Mobil" и группа "Royal Dutch/Shell", начали работы по оцениваемому в 22 млрд. долл. США проекту строительства объектов для добычи нефти и природного газа, который соперничает с некоторыми из крупнейших проектов подобного рода, осуществляемых в Северной Америке. Поскольку нынешней весной конгресс США запретил бурение в заповеднике на Аляске, консорциум во главе с публичной акционерной компанией "British Petroleum" (BP) со штаб-квартирой в Лондоне тоже получил лицензию на разведочное бурение, чтобы присоединиться к первым двум консорциумам, начавшим работы на Сахалине. Все три проекта потенциально принесут местной и национальной российской экономике огромные деньги, и компании заявляют, что они будут следовать высочайшим стандартам экологии.

Нефтяные компании считают, что в прибрежном шельфе Сахалина лежит до 13 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) нефти. Это сопоставимо с нефтяным резервом США, составляющим около 22 млн. баррелей. Но уже работающие на Сахалине группы не соблюдают многих мер защиты окружающей среды, которые являются стандартными в Соединенных Штатах. Концерн во главе с "Exxon Mobil", например, разрешил произвести сейсмический взрыв в радиусе 2,5 мили от подвергающихся опасности полного исчезновения серых китов в западной части Тихого океана, тогда как на Аляске контролирующие органы заявляют, что сумели добиться принудительного установления 12-мильной запретной зоны для подобных взрывов, чтобы не изгонять китов с их путей миграции и пастбищ.

Консорциум планирует круглогодичную добычу и транспортировку нефти через Татарский пролив, который характеризуется сложной ледовой обстановкой. На Аляске, в отличие от этого, в период осложнения ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане операции по транспортировке нефти сокращаются, потому что нефтяная индустрия не сумела пройти тест на очистку разлившейся на буровых установках нефти в этих условиях.

Консорциум во главе с "Shell" сбросил токсичную грязь от бурения в мелководный океан рядом с Сахалином после того, как профинансированное нефтяной отраслью исследование убедило российское правительство изменить свои правила, чтобы сделать эти сбросы законными. На значительной части Аляски подобные сбросы запрещены в интересах защиты морских обитателей.

Что касается возможных разливов нефти, ближайшая точка, где находится специальное очистное оборудование компании "Shell", удалена от нефтяных месторождений примерно на 50 миль, а это слишком далеко, чтобы удовлетворить требованиям, которые предъявляются большинством развитых стран мира. В планах консорциума во главе с "Exxon Mobil" также фигурируют аналогичные меры на случай разлива нефти. Пока ни одна из этих групп не предложила планов по защите лосося от вытекания нефти из (подводных) трубопроводов, что является обязательным требованием в Соединенных Штатах.

Даже глава сахалинской организации, отвечающей за развитие нефтегазовой отрасли, Галина Павлова, говорит, что ее заботит, что остров не готов к возможным катастрофическим разливам нефти. Хотя она и некоторые другие местные чиновники высказывают некоторые возражения, им не удалось оспорить решение властей в Москве относительно расширения масштабов добычи нефти и газа на Сахалине. "Я думаю, что этот проект неизбежно будет реализован", - говорит г-жа Павлова.

Первая фаза проекта консорциума во главе с "Shell" уже осуществляется с разрешения властей. С 1999 года действует буровая вышка, которая ведет опытную добычу на месторождении, которое, согласно оценке, содержит до 1 млрд. баррелей нефти. Фирма "Exxon Mobil" получила свое первое важное разрешение от Москвы в июле.

Нефтяные компании ссылаются на свой опыт работы на Аляске и в Северном море как на свидетельство того, что они обеспечат защиту для субарктических экосистем, и отвергают любые утверждения, что на Сахалине и в других местах они руководствуются менее высокими (экологическими) стандартами.

Официальный представитель "Shell" Майк Макгэрри (Mike McGarry) говорит, что его группа готова соблюдать либо российские, либо международные стандарты, "в зависимости от того, какие выше", и называет российские правила и положения "одними из самых жестких и всеохватывающих в мире". "Shell" говорит, что ее проект показывает российской нефтяной индустрии пример в том, что касается экологии.

Официальные лица "Exxon Mobil" говорят, что у них собраны 9 томов докладов по вопросу о том, как их проект скажется на Сахалине, которые были подготовлены в рамках требуемой в соответствии с российским законодательством оценки влияния на окружающую среду. "Для меня главным здесь является то, что правительство России хочет, чтобы разработка этих ресурсов велась в разумной манере, - говорит Гэри Вейдман (Gary Weidman), координатор сахалинского проекта "Exxon Mobil". - Мы настроены именно на это". Однако критики утверждают, что в докладах нет необходимых подробностей, касающихся вопроса, как именно будут защищены рыбные запасы и какие меры будут приняты для предотвращения разлива нефти. Компания заявляет, что эти подробности будут ею представлены в свое время.

Чиновники "Shell" добавляют, что некоторые сравнения с Аляской являются неправомерными. К примеру, они говорят, что в открытом Охотском море любая вытекшая в шельфовой зоне нефть скорее всего будет унесена от Сахалина течениями. Это даст спасателям больше времени на реагирование, чем было бы возможно в более узком месте моря, скажем, в аляскинском проливе Принца Уильяма (Prince William Sound), где в 1989 году произошла трагедия, вызванная вытеканием в море нефти с принадлежащего "Shell" танкера "Valdez", в результате чего в США были приняты многие жесткие правила для предотвращения подобных случаев.

Чиновники в Москве, курирующие разработку нефтяных месторождений Сахалина, неоднократно отказывались от комментариев.

Защитники окружающей среды смотрят на Сахалин как на прецедент, чтобы подтолкнуть многонациональные энергетические компании к более жестким стандартам в отношении охраны окружающей среды, пусть даже эти стандарты менее жестки в развивающихся странах.

К примеру, компания "Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc." продолжает быть объектом критики за сброс отходов от проходки штреков в речную долину, расположенную ниже ее крупной шахты по добыче меди и золота в Индонезии. Такая практика, вероятно, была бы запрещена в Соединенных Штатах, хотя эта компания заявляет, что сообщения о причиненном ущербе преувеличены.

А тем временем активисты борьбы за экологию критикуют компанию "ChevronTexaco Corp", заявляя, что она не выполнила своих обещаний провести очистку сотен оставленных ее дочерними предприятиями в Эквадоре, включая "Texaco", открытых карьеров с отходами от бурения нефтяных скважин. "ChevronTexaco Corp" заявляет, что ее компания "Texaco" осуществляет в Эквадоре проект очистки стоимостью 40 млн. долл. США, и что местное правительство довольно ее деятельностью по защите окружающей среды.

Россия как неарабская нефтедобывающая страна с разведанными запасами 49 млрд. баррелей стала популярной альтернативой главным ближневосточным источникам снабжения Америки нефтью, особенно после 11 сентября. Президент Буш-младший в своей национальной энергетической политике назвал российскую нефть "стратегически важной" для Соединенных Штатов. Он и российский президент Владимир Путин на своем саммите в Москве в мае одобрили предложенный проект "Сахалин-1" стоимостью 12 млрд. долл. США как модель экономического сотрудничества.

Проект "Сахалин-1", начатый группой "Exxon Mobil" в 1996 году, включает три главных нефтяных месторождения вблизи северо-восточного побережья острова, имеющего протяженность 589 миль. Если будет получено окончательное одобрение, нефть с этих месторождений пойдет по трубопроводу на запад, к терминалу, расположенному на континентальной части России, примерно в 150 милях (1 морская миля = 1,853 км), откуда она будет доставляться танкерами на рынки.

Проект "Сахалин-2" стоимостью 10 млрд. долл. США был начат в 1994 году (до проекта "Сахалин-1") консорциумом, который сегодня возглавляет "Shell". Проектируются спаренные трубопроводы протяженностью 400 миль, которые протянутся через весь остров, чтобы доставлять сахалинский газ и сырую нефть на нефтеперегонные заводы, расположенные на южной оконечности острова, где проживает большая часть его населения, составляющего 700000 человек.

Когда десятилетие назад московские чиновники объявили, что Россия предложит иностранным компаниям лицензии на бурение нефтегазовых скважин в шельфовой зоне Сахалина, жители этого острова возликовали. Их средний годовой доход был равен примерно 200 долл. США. "Exxon Mobil" и "Shell" говорят, что их предприятия выделили в совокупности 1,7 млрд. долл. США на контракты с российскими компаниями; значительная часть этих контрактов уже осуществляется, а каждый из них обеспечивает работой тысячи местных жителей. "Exxon Mobil" также обещает увеличить поступления в казну от налогов с 250 млн. до 1 млрд. долл. США в год. Консорциум во главе с "Shell" проектирует, что за полувековой срок существования своего проекта выплатит налогов на сумму примерно 50 млрд. долл. США.

Москва и ее представители на Сахалине уже приняли меры к тому, чтобы облегчить (иностранным компаниям - прим. пер.) проведение бурильных работ. В 2001 году российский Государственный комитет по рыболовству отменил свои правила, касающиеся защиты рыбных запасов в зонах бурения вблизи северо-восточного побережья Сахалина, после того, как исследование - профинансированное нефтяными компаниями - пришло к заключению, что богатые нефтью районы моря не являются такими уж ценными зонами рыболовства, как считалось ранее.

Проводивший это исследование Сахалинский НИИ рыболовства и океанографии, пересмотрев в сторону снижения свои оценки важности этого района моря с точки зрения рыбных запасов, открыл нефтяным компаниям дорогу к сбросу отходов бурения в местные воды. Ранее эта практика была здесь незаконной, потому что отходы нередко включают много грязи с токсичными для рыбы веществами. Аналогичные меры защиты действуют на Аляске, требуя закачивать отходы снова в землю, что является делом очень дорогостоящим.

Чиновники Государственного комитета по природным ресурсам на Сахалине говорят, что согласились с результатами данного исследования, потому что никаких других исследований не проводилось. "Этот значило, что данную работу невозможно было не одобрить", - говорит Наталья Онищенко, глава департамента по охране окружающей среды в сахалинской столице Южно-Сахалинск. Но другие российские ученые и правительственные чиновники раскритиковали это исследование, утверждая, что оно не было беспристрастным. Например, в исследовании рассматривалось главным образом постоянное рыбное стадо в зоне бурения, но в основном исключались из рассмотрения проходные стада мигрирующих лососевых рыб, что не менее важно экономически, Кроме того, анализ был ограничен рыбными промыслами, которые расположены непосредственно над запасами нефти, и игнорировал остальные прибрежные экосистемы.

"Я не верю, что мы можем получить объективное мнение от ученых, которые зависят от компаний", - говорит Сергей Бутырин, главный российский чиновник по рыболовству на севере Сахалина, хотя его контора все-таки одобрила изменения. НИИ, защищающий свои результаты, говорит, что только у нефтяных компаний есть деньги для финансирования исследований подобного рода

Один федеральный суд в Москве стал на сторону сахалинских защитников окружающей среды, согласившись с тем, что выбросы нефти в океан могут оказаться пагубными для водных обитателей, и принял решение, запрещающее компании "Exxon Mobil" сброс грязевых отходов бурения на месторождении "Сахалин-1". Но постановление суда никак не сказалось на проекте "Сахалин-2" компании "Shell", потому что у этой фирмы имелись ранее заключенные с правительством соглашения, говорит Дмитрий Лисицин, председатель сахалинской организации защитников окружающей среды.

Компания "Shell" заявляет, что токсичность ее грязей слишком мала, чтобы причинить ущерб обитателям моря, и что в любом случае они, где только возможно, закачивают отходы обратно в землю, чтобы избежать сбросов в воду. Многие ученые и сахалинские рыбаки говорят, что компания "Shell" недооценивает степень опасности. В 1999 году, первом году коммерческой эксплуатации нефтяного месторождения, на местные пляжи, по свидетельству рыбаков, тысячами выбрасывало мертвую сельдь, а местные стада шафрановой трески после этого резко сократились.

Представители нефтяных компаний заявляют, что причиной уменьшения стада трески мог стать, в том числе, ее избыточный вылов, и что в массовой гибели сельди могут быть повинны некоторые другие факторы, например, какая-то болезнь рыбы. Активисты охраны окружающей среды не сумели помешать компании "Exxon Mobil" проводить сейсмические взрывы, подвергающие опасности серых китов в западной части Тихого океана, даже после того, как добились от Москвы согласия принять меры.

Американские и российские ученые отмечают, что многие из подвергающихся реальной опасности исчезновения серых китов, которых насчитывается менее 100 особей, стали необычно худыми после того, как в 1999 году началось бурение скважин. Воды у северо-восточного побережья Сахалина являются главным пастбищем этих китов, а поэтому ученые полагают, что шум от бурения прогнал оттуда китов и заставил их терять вес. Прошлым летом Международная комиссия по китобойному промыслу (International Whaling Commission) попросила консорциум отложить взрывы, пока не завершится зимняя миграция китов в Южно-Китайское море.

Российское Министерство природных ресурсов в телеграмме своим представителям на Сахалине приказало остановить проведение взрывных работ. Но те предпочли не выполнить приказа Москвы и отказались отзывать лицензию "Exxon Mobil" на производство взрывов. А тем временем компания согласилась потратить 2,5 млн. долл. США на меры по смягчению ущерба окружающей среде, включая 130 полетов на воздушную разведку с целью выявления неадекватного поведения китов, сокращение на 2% уровня шумности (в децибелах) взрывов и проведение взрывов не ближе 2,5 мили от китов.

"Exxon Mobil" говорит, что в ходе слежения за китами с воздуха никаких отклонений в их поведении выявлено не было. Однако группа российских и американских ученых, изучающих китов путем регулярного наблюдения за ними с берегового маяка, сообщает, что они отметили 32 китов, которые бежали из района пастбища в менее шумные воды. Ученые говорят, что киты возвратились только после прекращения сейсмических взрывов.

Согласно плану транспортировки нефти компании "Exxon Mobil", добытая нефть после того, как ее доставят по нефтепроводу на один из терминалов на континентальной части России, будет закачиваться в танкеры, а затем круглогодично переправляться через Татарский пролив в Японию и в другие пункты назначения. В марте, по требованию властей Сахалина, компания отправила пустой танкер через забитый льдами пролив, чтобы определить, может ли он безопасно пройти его. Судно преодолело льды почти без проблем. Официальные лица Сахалина и местные рыбаки считают, что этот опытный поход танкера не дал убедительного результата, потому что метеообстановка во время похода была необычайно мягкой, и лед был вполовину меньше своей обычной толщины в зимний период. Однако официальные лица не потребовали повторения эксперимента.

Как выяснил для себя штат Аляска, разливы нефти среди ледовых полей ликвидировать трудно, если не невозможно. Два года назад этот штат США принудил нефтяную отрасль провести серию испытаний по очистке вод от нефтяных пятен в условиях наличия битого льда. Компаниям не удалась ни одна операция по очистке. В результате нефтедобывающие компании на Северном скате (North Slope) Аляски согласились ограничить операции бурения теми сроками, когда лед не ломается. Сырая нефть с Северного ската вместо того, чтобы доставляться танкерами через забитое льдами море, транспортируется по Трансаляскинскому нефтепроводу в незамерзающий порт.

Система борьбы с разливами нефти, уже развернутая компанией "Shell" в рамках проекта "Сахалин-2" - которая должна будет использоваться также в проекте "Сахалин-1" - полагается главным образом на оборудование для очистки, которое заскладировано в глубине острова. Это оборудование находится в поселке Ноглики, на северной оконечности острова, примерно в 50 милях от шельфовых месторождений, который отделяют от побережья примерно 30 миль зачастую непроходимых полевых дорог. Другой склад оборудования для очистки разлившейся в море нефти находится также на острове, в городе Корсаков, в сотнях миль к югу от нефтяных месторождений. Он предназначается для борьбы с разливами, которые станут дрейфовать к югу, в направлении расположенной поблизости Японии.

Когда по просьбе местных защитников окружающей среды на о. Сахалин недавно прибыл квартет защитников окружающей среды из США и Великобритании, они обнаружили, что система борьбы с разливами нефти имеет существенные недостатки. Например, как сообщил один из участников инспекции, ассоциированный директор оказывающей российским защитникам окружающей среды помощь организации по защите окружающей среды в городе Окленд, штат Калифорния, США, Давид Гордон (David Gordon), рабочим в Корсакове потребовалось около 30 минут, чтобы найти ключ от склада, где хранится оборудование для очистки.

Официальные представители компании "Shell" заявляют, что система нуждается в усовершенствовании, но называют ее достаточной. В Канаде, Норвегии и Великобритании подобные системы защиты являются куда более всеохватывающими. На Шетландских островах у побережья Шотландии, к примеру, оборудование для борьбы с разливами нефти заскладировано прямо на терминале, где разгружаются танкеры, доставляющие нефть из Северного моря. На Аляске чиновники штата и федеральные чиновники приказали нефтяной отрасли развернуть мощную систему борьбы с разливами нефти для использования в проливе Принца Уильяма, включая развертывание барж с оборудованием для очистки на всем пути транспортировки нефти морем.

Сахалинские власти признают, что их система не настолько тщательно продумана, как аляскинская, отчасти потому, что разработка нефтяных месторождений иностранными компаниями здесь еще является новинкой. "Но мы еще в самом начале дали им 'добро' на осуществление их проекта, - вспоминает г-жа Павлова из сахалинского нефтегазового агентства, - потому что они были нам нужны".