Россия, Красноярск, 7 сентября - Две огромные финансовые империи отдали всю свою мощь двум кандидатам, участвующим в избирательной кампании в самом сердце Сибири. Московские политологи даже заявили, что это было сражение двух структур, а не кандидатов.
Как бы то ни было, по своей сути эта схватка похожа на фарс, так как в ней принимают участие и кандидаты, которые, похоже, преследуют какие-то иные цели, отличные от занятия должности губернатора.
Выборы имеют целью определить губернатора Красноярского края, который заменит Александра Лебедя, колоритного десантника, погибшего в катастрофе вертолета в апреле этого года. Основная борьба происходит между кандидатом из местного истеблишмента, поддерживаемого алюминиевой империей, и ставшим политиком молодым деловым руководителем огромного металлургического предприятия на севере края.
Однако избирательная гонка привлекла внимание и ряда других претендентов, от ищущих известности и похожих внешне на Лебедя до бывших магнатов. В ней принимали участие несколько давно забытых персонажей из давнего российского прошлого, в надежде использовать эту печальную известность для возвращения на национальный уровень. Даже младший брат г-н Лебедя принял участие в кампании, однако позднее в сильном раздражении вышел из нее. В конечном итоге в бюллетене осталось 14 кандидатов из первоначального количества в 29 человек.
"Это очень эклектичная кампания", - говорит Сергей Комарицын, главный редактор еженедельной газеты "Вечерний Красноярск".
Фаворитом гонки является 54-летний Александр Усс, спикер Законодательного собрания Красноярского края, а его основным соперником стал 36-летний Александр Хлопонин, бывший руководитель крупного металлургического комбината "Норильский никель", который в прошлом году был избран губернатором близлежащего региона.
Кроме основной интриги наблюдалась также и странная подинтрига. У каждого из кандидатов было несколько партнеров - ложных кандидатов, которые также принимали участие в выборах.
Известные в России как "молоты" благодаря своей роли, эти подставные лица регистрируются как кандидаты, однако тратят большинство своего времени на то, чтобы наносить удары ниже пояса и писать протесты в местный избирательный комитет.
Это позволяет основным претендентам дистанцировать себя от применения грязных технологий. Также это позволяет обойти ограничения на финансирование, так как на дорогостоящие избирательные кампании отводится лимит в размере всего около 650 тысячи долларов США.
Изящная интрига оказалась под угрозой из-за появления третьего сильного кандидата, мэра Красноярска Петра Пимашкова. Недавно один из кандидатов, который, как полагается, работает на г-на Усса, хотел добиться исключения г-на Пимашкова из бюллетеня для голосования за технические ошибки в ходе избирательной кампании.
Судьба г-на Пимашкова на этой неделе висела на волоске, однако в четверг суд принял решение в его пользу. Подавший против него иск кандидат, являющийся пенсионером, был снят с гонки.
"Раньше бывало, что все деньги уходили на имиджмейкеров, - говорит разработчик стратегии кампании г-на Пимашкова Василий Нелюбин.- Теперь половина команды - юристы".
Разработчики избирательных кампаний трех основных кандидатов в один голос говорят, что только половина из 14 кандидатов на самом деле хотят стать губернаторами. Г-н Нелюбин оценил содержание одного "своего" кандидата в 100 тысяч долларов, однако сказал, что у них такого кандидата не было из-за отсутствия средств.
В то время как основные претенденты боролись между собой, в Красноярск слетелись и охотники за славой, надеющиеся использовать статус кандидата в качестве трамплина для возврата на федеральный уровень.
Одним из таких кандидатов является 35-летний Герман Стерлигов, который нажил состояние и известность в начале 1990-х годов в качестве основателя первых российских торговых бирж.
На свое богатство он купил две квартиры в Нью-Йорке - одну для своей семьи, вторую для своей собаки, и замок во Франции. Позднее он обратился к религии и стал очень консервативным, новоявленным православным христианином. Сейчас он торгует шикарными гробами. Гробы, по его словам, "самая важная вещь в жизни - они навсегда".
Г-н Стерлигов признал, что его кампания потерпела неудачу из-за аргументов, которыми он часто пытался склонить избирателей на свою сторону. Например, в местном госпитале он выступил против докторов, делающих аборты.
"Они просто кинулись к дверям, чтобы выбежать из комнаты", - говорит г-н Стерлигов, крестясь перед тем, как сделать глоток кофе и откусить кусочек шоколада.
Г-н Стерлигов говорит, что принял участие в кампании, чтобы привнести религию в российскую политику, однако откровенно допускает, что он не стремится к победе. Единственный пункт его избирательной платформы - обещание снести серое мрачное здание местного правительства - только подтверждает это.
"Ни один психически нормальный человек не изберет меня губернатором, - говорит г-н Стерлигов. - Быть гробовщиком из Москвы - не лучший способ стать губернатором".
Другой безнадежный кандидат с узнаваемым именем - 52-летний Артем Тарасов, приобретший известность в конце 1980-х годов как первый официальный советский миллионер. Через несколько лет он уехал из страны, чтобы избежать финансового скандала. Он сказал, что потратил около полумиллиона своих собственных долларов, не с тем, чтобы одержать победу на выборах, а чтобы осветить свое возвращение в Россию и подготовить почву для нового бизнеса.
"Если я получу достаточное количество голосов, я смогу стать уважаемым человеком в этом регионе, - сказал г-н Тарасов в интервью. - В этом случае мне не придется сидеть в чьих-то приемных".
Его "фирменный" наряд - белый костюм и белые ботинки из кожи крокодила - стал хитом среди местных женщин. Его плакаты обращались к женщинам, говоря, что "губернатор - это государственный муж, а мужа нужно выбирать сердцем".