Москва, 10 сентября 2002 года. По словам Анатоля Лиевена (Anatol Lieven) из Фонда Карнеги, немедленные соболезнования и поддержка России вслед за событиями 11 сентября породили "огромное внешнее потепление" в отношениях. Осторожное сближение, которое уже наблюдалось между президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и президентом Владимиром Путиным, уступило место сильному публичному подтверждению взаимного доверия и восхищения. Но, по мере того, как проходили месяцы, стало ясно, что общего интереса к борьбе с терроризмом недостаточно, чтобы полностью устранить другие напряженности в американо-российских отношениях.
В декабре Соединенные Штаты объявили о своем намерении выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и построить национальную систему противоракетной обороны (НПРО) несмотря на сильные возражения России. Соединенные Штаты продолжают поддерживать расширение на восток Организации Североатлантического договора (НАТО), которому Россия противится. Американцы поддержали Грузию в ее остром споре с Россией из-за безопасности в приграничной зоне. Соединенным Штатам также надоело терпеть нежелание России свернуть свои отношения с Ираном, Ираком и Северной Кореей, которые г-н Буш-младший именует странами "оси зла".
В июле Россия предложила построить в Иране еще пять атомных реакторов, в дополнение к тому, который уже строится. Г-н Путин в августе поехал во Владивосток для встречи с северокорейским диктатором Ким Чен Иром (Kim Jong-Il), буквально за несколько дней перед тем, как Соединенные Штаты назвали Северную Корею самым главным в мире торговцем технологиями баллистических ракет. А Ирак заявил, что готовит с Россией экономическое соглашение, в которое войдут контракты для российских компаний общей стоимостью более 40 млрд. долл. США.
Россия выступила против односторонней акции Соединенных Штатов, направленной на свержение Саддама Хуссейна (Saddam Hussein). Как отреагирует Москва, если такое нападение случится, остается, вероятно, самым большим вопросом в американо-российских отношениях.
Российские и американские официальные лица настаивают, что их отношения остаются фундаментально хорошими. Приводя доказательства этому, они ссылаются, в том числе, на заключенный в мае двусторонний договор о сокращении вооружений. Соединенные Штаты надеются, что российские экономические интересы достаточно совпадают с интересами Запада, чтобы сдерживать любые расхождения политических интересов. Они поддерживают заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предложили России дополнительные кредиты на покупку американских товаров. "Мне бы очень хотелось в ближайшие месяцы расширить бизнес в России еще на миллиард долларов, - сказал во время визита в Россию в июле Эдуардо Агуирре (Eduardo Aguirre), председатель Экспортно-импортного банка США.
Одной из приоритетных для Соединенных Штатов задач является поощрение роста добычи и экспорта российской нефти. При этом также снижается способность ОПЕК (OPEC - Организация стран - экспортеров нефти - прим. пер.) манипулировать ценами, поскольку Россия не является ее членом. В 2001 году по сравнению с 2000 годом добыча нефти в России выросла на 8%, а в первой половине 2002 года - еще на 8,6% (в годовом исчислении). В феврале Россия на короткое время обогнала Саудовскую Аравию, которая является крупнейшим в мире нефтедобытчиком.
Когда в мае г-н Буш-младший находился с визитом в России, он и г-н Путин начали обмен мнениями, который они назвали "энергетическим диалогом". Они обещали "наладить двустороннее сотрудничество", имеющее своей целью "уменьшить непостоянство и повысить предсказуемость" на мировых рынках, а также способствовать росту инвестиций в российскую нефтяную индустрию. В начале следующего месяца в Хьюстоне, США, планируется встреча представителей более сотни американских и российских нефтяных компаний, а также правительственных чиновников этих стран на "энергетическом саммите".
Российские нефтяные компании сегодня могут надеяться на дипломатическую поддержку Соединенных Штатов в своих попытках выхода на новые мировые рынки и покупки во всем мире компаний, которые разоряются. Имея благословение правительства США, они теперь, скорее всего, будут сталкиваться с меньшей подозрительностью, когда захотят вести дела с американскими компаниями, зарегистрироваться на американских рынках и занять деньги у американских банков. Некоторые российские нефтяные компании также видят в Соединенных Штатах многообещающий рынок для физических поставок нефти, хотя высокие транспортные расходы сказываются на прибылях.
Однако аналитики предостерегают в отношении завышенных ожиданий. "Россия не может стать долговременной заменой для Саудовской Аравии или членов ОПЕК на глобальных нефтяных рынках, ибо у нее попросту нет таких нефтяных запасов или производственных мощностей", - написала в своем недавнем исследовании консультант по вопросам энергетики Фиона Хилл (Fiona Hill) из Брукингского института.