Нет. В частности, Джордж Буш (George Bush) и Тони Блэр (Tony Blear) решили положить конец преступлениям Саддама Хуссейна (Saddam Hussein). Возможно, завтрашняя речь президента США в ООН привнесет толику благоразумия в чересчур разгоряченную дискуссию по этому поводу. Буш после переговоров с британским премьером и главами трех других государств-членов Совета безопасности использует речь, чтобы все же попытаться убедить в необходимости создания коалиции против Ирака.
Консультации с Лондоном, Москвой, Парижем и Пекином утвердили Буша во мнении, что односторонние действия могли бы США дорого стоить. В частности, у Вашингтона есть силы, чтобы покончить с режимом Саддама, но какой ценой? Европейцы вряд ли играют какую-то роль. Но очень важны в качестве плацдарма для организации военной операции соседи Ирака. Если в поддержке откажут Турция, Иордания, Саудовская Аравия и другие возможные союзники, то проводить ее придется с моря и с территорий, удаленных на значительные расстояния от объекта нападения. Это уменьшает шансы на скорую победу и во много раз увеличивает опасность больших потерь со стороны США, что могло бы стоить Бушу вторым сроком президентства.
Следует подумать и о другой стороне этого циничного, взятого из реальной политики расчета и вспомнить об ужасах войны, которые бледнеют перед военными кампаниями с применением высокотехнологичного оружия в Югославии и Афганистане. Война против Ирака - это больше, чем просто авантюра. Она будет стоить многих жизней и вызовет неописуемые страдания. Разумеется, Саддам Хусейн представляет собой большую опасность, но есть постулат, заключающийся в том, что война может быть лишь последним средством. Дошло ли дело до того, что других средств нет, - представленные Вашингтоном доказательства пока в этом не убеждают. Буш должен пройти на этом пути, по меньшей мере, пять испытаний.
Во-первых, убедить, что Саддам Хусейн не только располагает оружием массового уничтожения (или скоро им будет обладать), но и готов применить его или предоставить в распоряжение террористов, чем он подписывает себе смертный приговор. Во-вторых, должно быть просчитано, не станет ли нанесение удара причиной дестабилизации ситуации во всем регионе. Это требует со стороны США честных, для Израиля болезненных инициатив. В-третьих, именно Израилю надо обеспечить безопасность на случай возмездия. Поскольку, если Саддам будет понимать, что ему грозит нападение и смерть, его уже ничто не остановит в том, чтобы применить свое оружие против Израиля. В-четвертых, нужно пробудить веру, что «новый Ирак» будет стабильнее и безопаснее.
И, наконец, США должны получить не вызывающий сомнений международный мандат на нанесение превентивного удара. Если все выше названные пункты сняты, то осуществить это будет относительно легко: США ставят Ираку жесткий ультиматум допустить полномасштабную работу военных инспекторов, и Саддам больше не сможет сопротивляться этому требованию, не вызвав получения американцами «добро» Совета безопасности ООН на нанесение военного удара.
Тогда, действительно только тогда Америка может наносить превентивный военный удар. И тогда в войне примут участие и европейцы, включая немцев.