Москва, 10 сентября 2002 года. Владимир Жириновский радостно похваляется своим "хорошим другом", Саддамом Хуcейном (Saddam Hussein). Он охотно приписывает себе заслугу в деле подписания стоящего 40 млрд. долл. США соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и Ираком и ждет не дождется поведать какому-нибудь посетителю своего прокуренного парламентского кабинета, как сильно в наши дни любят в Багдаде россиян. Заместитель спикера Государственной Думы Российской Федерации даже сравнивает Хуcейна со Сталиным - и это подается как комплимент обоим.
Почетный гость на праздновании дня рождения Хуcейна в прошлом году, г-н Жириновский однажды сравнил американские воздушные налеты на Ирак с обращением Гитлера с евреями. И этот российский националист все еще восторженно вспоминает о своей первой встрече с иракским диктатором в 1992 году, когда они имели четырехчасовую беседу тет-а-тет.
На прошлой неделе г-н Жириновский должен был отправиться в Багдад в третий раз в этом году - каждая такая поездка имеет целью выразить поддержку Ираку в момент, когда Соединенные Штаты угрожают напасть на него. В Москве имя г-на Жириновского больше, чем имена всех остальных политиков, связывают с поддержкой иракского правительства, так как он озвучивает сантименты, с которыми следующие в более официальном русле российские лидеры, возможно, согласны, но которые они нередко опасаются выражать в эпоху улучшившихся российско-американских отношений.
Специалисты по нефтяной индустрии сказали, что г-н Жириновский, несмотря на его, нередко зажигательную, риторику, также умудрился стать посредником между российскими деловыми кругами, которые хотят работать на богатых нефтяных месторождениях Ирака, и багдадскими чиновниками, которые домогаются политической поддержки России. Он регулярно возглавляет направляющиеся в Ирак делегации влиятельных бизнесменов из таких гигантов индустрии, как "Лукойл" и "Славнефть", и организует аудиенции с высшими чиновниками правительства Хуcейна.
Как результат этого, многие в российских политических кругах считают, что, как недавно выразился аналитик Heritage Foundation Ариэль Коэн (Ariel Cohen), г-н Жириновский является "оплачиваемым из кошелька Саддама" эмиссаром, который в обмен на финансовую поддержку его партии повторяет, как попугай, все, что только ему ни говорит Багдад.
"Жириновский ездит в Ирак не ради налаживания сотрудничества в нефтяном или газовом бизнесе, но для того, чтобы в очередной раз попросить и получить деньги на свою политическую деятельность в России, - сказал Михаил Крутихин, один из ведущих аналитиков нефтяной индустрии в "Русэнерджи". Это намек на то, что г-н Жириновский не совершает почти ничего такого, c чем можно было бы поспорить.
"Ирак не дает мне деньги прямо", - сказал г-н Жириновский. Его первый заместитель, Алексей Митрофанов, сказал, что их партия выигрывает от проиракской агитации г-на Жириновского. "Мы получаем поддержку тех стран, которые имеют с Ираком контракты", - сказал г-н Митрофанов, отказавшись сообщить подробности.
Г-н Жириновский лучше известен как лидер маргинальной политической партии, проявляющей склонность к расистским выпадам и демагогии. В 1993 году его Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) получила больше голосов на парламентских выборах, чем любая другая, но с тех пор он является ничем иным, как шутом российской политики, ибо его влияние неуклонно снижается, пусть даже его разглагольствования становятся все более изобретательными.
Но, когда речь заходит об Ираке, г-н Жириновский не настолько одинок, как можно заключить из его эксцентричных заявлений. Действительно, значительные слои российской общественности и политической элиты в Москве согласны с г-ном Жириновским в вопросе об Ираке, полагая, что эта страна должна приобрести ключевое значение для экономического будущего России, и активно выступая против любых нападок на нее Соединенных Штатов.
После 11 сентября президент России Владимир Путин обещал новый альянс с Западом, выразив полную поддержку войне с терроризмом. Но годом позже многие россияне выражают разочарование тем, что пока не видно ощутимого вознаграждения от их поворота лицом к Соединенным Штатам. В последние недели правительство Путина делает примирительные шаги в направлении Ирака, Ирана и Северной Кореи - трех государств, которые президент США Буш-младший объединил в понятии "ось зла".
Все это делает высказывания г-на Жириновского удивительно созвучными основной линии в контексте нынешней российской политики. Несомненно, он - единственный известный политик, восхваляющий лично Хусcейна. Но, в то же самое время его аргументы против нападения Америки на Ирак тесно переплетаются с теми, которые выдвигают менее маргинальные политические фигуры в России. Подобное нападение, говорит он, ударит по Соединенным Штатам, опасно приблизит их к сфере влияния России и не будет поддержано остальным миром. "Если Буш-младший начнет это нападение на Ирак, он погубит Америку", - сказал как-то г-н Жириновский.
Как считает аналитик внешнеполитических проблем Сергей Караганов, здесь (в России - прим. пер.) есть несколько других пользующихся политическим влиянием групп, чья точка зрения на проблему Ирака отражает умонастроения г-на Жириновского, и чей совет может оказаться более весомым. В их числе старые поборники "холодной войны" из военного истеблишмента с рефлексивно антиамериканскими взглядами, а также и менеджеры нефтяной индустрии, которых так старательно обхаживает г-н Жириновский.
"Во-первых, есть люди, которые не хотят, чтобы снижались (мировые) цены на нефть. Во-вторых, есть люди, которые не хотят, чтобы Соединенные Штаты нарушали международные правила вступления в войну. В-третьих, есть люди, которые не хотят лишаться прибыльных контрактов с Ираком. А в-четвертых, есть люди, которые опасаются долговременной дестабилизации всего (ближневосточного) региона", - сказал г-н Караганов.
В данном на днях интервью г-н Жириновский, в промежутке между странными размышлениями по вопросу глобального потепления и высказываниями относительно радиоинтервью в связи с началом занятий в школах, согласился с тем, что его поддержка Ирака отчасти предназначается для внутреннего политического потребления. Но он менее охотно говорил о том, какие другие барыши он имеет от столь пылкой поддержки Хусейна. "Мы получаем любовь и уважение наших избирателей, сказал он, а также "любовь и уважение российских военных". В то же самое время он утверждал, что попросил - но не получил -от иракцев деньги за свои услуги. "Мне нужны деньги, я просил денег, они мне их не дали", - сказал он.
Но, по всем оценкам, г-н Жириновский является самым активным проводником интересов российских деловых кругов в Ираке. "Благодаря мне подписано множество контрактов, - сказал он в недавнем интервью, перечисляя список крупных российских нефтяных компаний. - Я пытаюсь им помогать. С ними согласились иметь дело только благодаря моему заступничеству".
Его заместитель, г-н Митрофанов, сказал, что их главная роль в Ираке состоит в обеспечении "конкретного содействия сотням компаний, которые хотят работать в Ираке". Взамен, сказал он, "эти компании помогают нам различными способами. Они имеют возможность влиять на многих из наших избирателей, потому что в этих компаниях работают сотни тысяч людей".
Однако некоторые из предпринимателей, чьи компании перечисляют г-н Жириновский и его советники, неохотно признают наличие таких связей (с ЛДПР). Возьмем для примера компанию "Внуковские авиалинии", которая создала свое собственное дочернее торговое предприятие для заключения сделок по нефти с Ираком и совершила первый авиарейс в Ирак после войны в Персидском заливе. Г-н Митрофанов упомянул о тесном сотрудничестве (ЛДПР) с этой компанией. Но Алексей Охоткин, бывший глава торговой компании "Внуково", настаивает, что "люди зачастую пытаются привязать нас к Жириновскому, но это неправда". Однако, когда на него насели, он признал, что г-н Жириновский поддерживал персональные контакты с бывшими владельцами компании, добавив, что он был "не более чем служащим".
Г-на Охоткина ни в коей мере не смущает то обстоятельство, что он поддерживает деловые связи с Ираком. Сегодня он помогает руководить "Российской инженерной компанией", которая, по его словам, является крупнейшим российским подрядчиком в Ираке и имеет с ним контракты на поставки грузовых и легковых автомобилей, автобусов и других промышленных товаров на сумму более 335 млн. долл. США. "Я не разделяю всех идей Жириновского, - говорит он. - Но иногда я с ним согласен, особенно в вопросе нашей иракской политики. Я уверен, что, если американцы начнут войну, это станет концом американского влияния в данном регионе".
В мае г-н Жириновский привозил в Багдад группу российских предпринимателей и лично таскал их на целый ряд встреч с высокопоставленными иракскими чиновниками. Несколько руководителей бизнеса сказали, что без влияния г-на Жириновского эти встречи не состоялись бы. Один, администратор из компании "Транснефть", назвал его "локомотивом, который хотел открыть для нас двери всех министерств". "Если абстрагироваться от его манеры поведения, Жириновский, фактически, является одним из реальных и важных игроков в Ираке, - сказал один из предпринимателей. - У него в Ираке в самом деле есть очень важные связи".