Золотой шанс для Соединенных Штатов, пытающихся установить мировое господство?
После операции, проведенной террористами 11 сентября, США получили «большую компенсацию» - возможность довести до конца амбициозный проект, замышлявшийся сразу после распада Советского Союза: распространить свое влияние на Среднюю Азию
Вне всякого сомнения, существующая на настоящий момент расстановка сил в Средней Азии стала итогом событий 11 сентября. Соединенные Штаты воспользовались тем, что нападение террористов посчитали делом рук их бывшего подопечного бен Ладена (Bin Laden) и в 2002 году заняли выгодные позиции в зоне, которую стратеги Америки, начиная с середины девяностых годов, называли не иначе как геополитическим «вознаграждением» за победу в холодной войне.
Военное присутствие американцев в Средней Азии и Афганистане отнюдь не является военным вопросом и не имеет никакого отношения к «борьбе против терроризма» - этой пресловутой ширме, за которую прячут свою внешнюю политику столько стран и, конечно же, сами Соединенные Штаты. Вопрос этот связан исключительно с ресурсами и политикой: чистой геополитикой. Если бы не существовало бен Ладена и событий 11 сентября, их надо бы было выдумать, как в фильме «Дымовая завеса».
События 11 сентября позволили целиком и полностью реализовать «евразийскую стратегию», содержащуюся в произведениях Збигнева Бжезинского (Zbgniew Brzezinski) - бывшего советника по национальной безопасности бывшего президента Картера (Carter) - ретрограда, поляка, страдающего патологической неприязнью к русским и называющего «социальное состояние» Европы тупым «социальным гедонизмом».
Будущее американской гегемонии зависит от контроля над Средней Азией и Кавказом - этими «евразийскими Балканами», соединяющими запасы двух самых крупных экономических соперников Соединенных Штатов в XXI-ом веке: Азия - Тихоокеанский регион (где на первом месте стоит Китай) и Европейский Союз. События 11 сентября и предоставили возможность такого контроля, в соответствии со сценариями Бжезинского.
Упомянутый автор предлагал разделить с Россией влияние в этом регионе, чтобы совместно контролировать все эти газопроводы, от которых так зависит экономика Китая и Европейского Союза. Соединенные Штаты уже контролируют Персидский залив, не столько из потребности в нефти, сколько потому, что контроль над потребностями других означает власть. Советского Союза больше нет и прежде девственная территория бассейна Каспийского моря теперь открыта для разработок разными странами мира. И эта зона также подходит для решения все того же геополитического уравнения: контроль над теми, кто от нее зависит.
Россия согласна делить влияние в среднеазиатском регионе с американцами, но вряд ли ее удовлетворяет подобная позиция. Совместная декларация, подписанная в Москве в мае этого года, четко признает существование подобного совместного геополитического контроля, в ней утверждается, что «обе наши страны отвергают как неосновательные отношения соперничество в Средней Азии и южно-кавказском регионе».
В любом случае, подобное заявление и присутствие американских военных в Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Казахстане и Грузии означают третий за весь переходный период геополитический откат России. Первый произошел в эпоху правления Михаила Горбачева с отделением Восточной Европы. Второй - во времена Бориса Ельцина, когда страны Балтии окончательно вышли из состава бывшего СССР, а НАТО распространило свое влияние на Восточную Европу. Третий откат, то есть американское военное присутствие в Средней Азии и Грузии - стал уже делом рук Владимира Путина.
Но это новое положение дел в регионе чревато определенными трудностями. Один из главных вопросов: каким образом оно повлияет на китайско-российские отношения. В Москве существует мнение, особенно заметное в армейской среде, военной разведке (ГРУ) и министерстве иностранных дел, согласно которому Китай - это «основная опасность». Если Путину не удастся предотвратить «бананизацию» России, то страна вполне может превратиться в «помощника Соединенных Штатов в Центральной Азии», желающих насолить Китаю. И в этом сценарии для России и ее желания стать частью Запада отводится лишь одна роль: противника Китая.
Пекин прекрасно понял сложившееся в регионе положение, и даже официальная пресса, издаваемая на английском языке, утверждает, что 11 сентября стало предлогом для того, чтобы прибрать к рукам «задний двор» Китая. Сама же страна надеется получать из этого региона большую часть газа и нефти, столь необходимых для ее растущей экономики.
Совершенно ясно, что «однажды оказавшись в этом регионе, американские войска не уйдут из Средней Азии», - отмечает один из сотрудников пекинского центра по изучению проблем мира и развития. В будущем Вашингтон сможет контролировать этот регион посредством «помощи», а, если позиция стран среднеазиатского региона изменится, «он всегда будет иметь возможность оказывать на них давление под предлогом «нарушения прав человека» или «политической открытости» - эти два объяснения Соединенные Штаты использовали и для давления на сам Китай», - объясняет исследователь.
Но, что произойдет с российско-китайскими отношениями? В значительной степени они являются «результатом подобной же позиции Соединенных Штатов после конца холодной войны», - поясняет сотрудник университета Циньхуа. В настоящий момент это положение может измениться. «Изменение в отношениях между Соединенными Штатами и Россией не может не затронуть российско-китайских отношений», - говорит этот ученый. «Ситуация до сих пор не ясна», - заключает он и углубляет вопрос еще больше: «Изменится ли полностью позиция Соединенных Штатов по отношению к России, которая будет воспринимать ее лишь как врага прошлого, в то время как Китай будет считаться сегодняшним стратегическим соперником и будущим потенциальным врагом?».