Москва, 8 сентября 2002 года. В трудный для себя час, когда фашисты во время второй мировой войны подходили к Москве, оказавшиеся в отчаянном положении россияне получили от Соединенных Штатов жизненно необходимую помощь в форме морских конвоев, доставлявших предметы снабжения в Мурманск. Сегодня, по прошествии примерно шести десятилетий, Россия хочет, чтобы груженые суда пошли обратным курсом.
Желая помочь Соединенным Штатам в их войне с терроризмом, Россия планирует построить в Мурманске глубоководный причал, где смогут загружаться супертанкеры, которые повезут нефть в Америку. Тогда Соединенные Штаты стали бы менее уязвимыми от нарушения поставок нефти с Ближнего Востока, а российские нефтяные магнаты приобрели бы обширный новый рынок.
Через год после того, как террористические нападения на Америку 11 сентября переопределили отношения между двумя странами, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин стремятся превратить свою новоприобретенную дружбу в ощутимое новое партнерство между крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов и хозяином одного из крупнейших в мире запасов энергоресурсов. Игнорируя скептиков, президенты Буш-младший и Путин подписали в мае с.г. в Москве соглашение о сотрудничестве в области энергетики и планируют созвать 1-2 октября с.г. в Хьюстоне, США, конференцию по нефти и природному газу. Если они в этом преуспеют, их партнерство может стать одной из самых далеко идущих перемен в мировом порядке после 11 сентября.
Россия впервые станет поставлять в Соединенные Штаты имеющий экономическую важность товар, перестав выступать в роли просителя денег, которую она играет с момента распада Советского Союза. Более тесные связи в энергетической области также еще больше сократят зависимость Соединенных Штатов от ближневосточной нефти и дадут г-ну Бушу-младшему большую гибкость в его конфронтации с Ираком.
"США хотят подготовиться на случай нарушения (поставок нефти - прим. пер.), - сказал старший аналитик нефтяных проблем в московском "Альфа-Банке" Константин Резников. - Отношения между США и Ближним Востоком - и в особенности Саудовской Аравией - после событий 11 сентября ухудшились, а потому нынче американцы планируют получать больше сырой нефти из других регионов".
Министр энергетики США Спенсер Эйбрахам (Spencer Abraham) во время своего недавнего визита в Россию высказал аналогичное мнение. "Россия будет играть центральную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности", - сказал он, добавив при этом, что "чем более разнообразными являются источники энергоресурсов, тем меньше вероятность нарушения их поставок в результате волнений в какой-либо части нашей планеты".
Некоторые из российских менеджеров нефтяной индустрии говорят, что Россия, которая сегодня не поставляет нефть в США, вскоре будет обеспечивать поставки в эту страну до 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) в сутки, или почти 10% импорта нефти в США, заменив при необходимости поставки нефти из Саудовской Аравии. Российская нефтяная индустрия, оправившаяся от постсоветского похмелья, сегодня превзошла Саудовскую Аравию по объему нефтедобычи.
Никто не проявляет столько энтузиазма по поводу такой перспективы, как глава второй по величине российской нефтяной компании "Юкос" Михаил Ходорковский. Изучая обстановку, он вслух делает математические подсчеты на случай международного кризиса и приходит к выводу, что Соединенные Штаты смогут выжить со своими нефтяными резервами и с российской помощью. "Скажем, случатся перебои в поставках из некоторых ближневосточных источников. Допустим, Россия станет поставлять 1 млн. баррелей нефти. Учтите стратегический резерв нефти США, и Америке не о чем будет волноваться примерно год-полтора", - сказал он во время интервью. - А через год Россия сможет увеличить объем поставок на 1 млн. баррелей в сутки".
Этим летом г-н Ходорковский, чтобы продемонстрировать физическую осуществимость проекта, направил прямо в Соединенные Штаты первый супертанкер с российской нефтью; через месяц за ним пришел второй супертанкер, а на прошлой неделе - третье нефтеналивное судно меньшего водоизмещения. "Америка, принимай подарок из Сибири!" - возвестила одна российская газета.
Однако некоторые нефтяные менеджеры и аналитики не придают этим поставкам большого значения, считая их не более чем упражнением по части паблик рилейшнз и утверждая, что высокие транспортные расходы делают поставки нефти в США невыгодными для российских компаний. "┘Я не уверен, что на данном этапе это сулит российским компаниям барыши", - сказал Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan), глава исследовательского отдела "Объединенной Финансовой Группы" в Москве. - Ясно, что американцам действительно нужна российская нефть в Америке, но я не уверен, что они будут очень счастливы платить дополнительно по 1,25 долл. США за баррель".
Симон Кукес (Simon Kukes), президент третьей по величине российской нефтяной компании "Тюменьнефть", говорит, что поставки российской нефти в Хьюстон были важны, но что потребуется не 1 год, а 5 лет, чтобы достичь объема экспорта 1 млн. баррелей в сутки. "Мы слишком много шумим по поводу того, что Россия сможет заменить Саудовскую Аравию, - сказал г-н Кукес. - В ближайшем будущем это невозможно, а если это сделать, то будут подорваны отношения с саудовцами".
Нефтедобыча в России упала с 12 млн. баррелей в сутки в 1980-х годах до 6,1 млн. баррелей в сутки - на протяжении большей части середины 1990-х годов. Однако к концу 1990-х годов, когда мировые цены на нефть пошли в гору, российские нефтяные магнаты изменили курс. Реинвестируя часть своих прибылей в отрасль и внедряя новые технологии, они сумели увеличить нефтедобычу, которая в августе с.г составила 7,7 млн. баррелей в сутки - опередив даже саудовцев. Многие думают, что в ближайшие годы нефтедобыча вырастет до 9 или даже 10 млн. баррелей в сутки.
Различие состоит в том, что саудовцы экспортируют почти всю свою добываемую нефть, тогда как россияне продают заграницу менее 5 млн. баррелей в сутки. Более того, Саудовская Аравия имеет резервные мощности для мгновенного увеличения нефтедобычи на 3 млн. баррелей в сутки, тогда как российская нефтяная индустрия работает с полной нагрузкой и не имеет никаких резервных производственных мощностей.
Россия планирует в следующем году завершить строительство нефтяного терминала вблизи Санкт-Петербурга, однако крупнотоннажные танкеры испытывают трудности при проходе по каналам вокруг Дании, как и в проливе Босфор. Нефтяная компания г-на Ходорковского "Юкос" разрабатывает планы изменения потока в нефтепроводе "Дружба", чтобы транспортировать российскую нефть через Украину и Венгрию в хорватский порт Омисалж (Omisalj), откуда ее можно будет закачивать в супертанкеры.
Есть еще порт в Мурманске, где "Лукойл", крупнейшая российская нефтяная компания, предлагает построить глубоководный терминал для супертанкеров, которые смогут через Баренцево море выходить прямо в Атлантический океан. Эта идея заинтересовала г-на Ходорковского, который заявляет, что, возможно, примет участие в этом предприятии. Однако другие секторы российской нефтяной индустрии, в частности государственная компания "Транснефть", контролирующая трубопроводные сети, высказывают несогласие с данным планом и вместо этого агитируют за трубопровод к Тихоокеанскому побережью, который можно использовать для транспортировки нефти к нефтеналивным судам, следующим в Калифорнию.
Заместитель министра топливно-энергетической промышленности России Владимир Милов сказал, что Мурманский проект и другие идеи рассматриваются в рамках разработки стратегического плана в области энергетики, который должен быть представлен на рассмотрение правительства России к концу текущего месяца. России необходимо модернизировать свои портовые сооружения и совершенствовать свою трубопроводную сеть, сказал он. Россия намерена к 2020 году увеличить на 70% пропускную способность своих трубопроводов. "У нас по-прежнему имеются проблемы с инфраструктурой", - сказал г-н Милов, который является сопредседателем американо-российской рабочей группы по энергетике, созданной во время майского саммита Буш-Путин.
Американская сторона ищет возможности помочь России. Г-н Эйбрахам согласился финансировать исследование нефтяных ресурсов Восточной Сибири, которые пока в основном не разрабатываются. А администрация Буша-младшего пытается поощрять более прямые инвестиции американских нефтяных компаний. "Существует совпадение интересов американских компаний, российских компаний и правительства России - а теперь и правительства США, - сказал один высокопоставленный американский чиновник, встречавшийся с россиянами. - В повестке дня сегодня стоит энергетика".
Леонид Федун, вице-президент и совладелец компании "Лукойл", сказал, что заинтересованность США заметно возросла после 11 сентября. "Для нас американский рынок очень притягателен", - сказал он, отметив, что "Лукойл" уже владеет 1300 автозаправочными станциями в Соединенных Штатах, которые она купила у компании "Getty Petroleum".