"Bild": Господин Вайцзекер, о чем Вы сразу же подумали во второй половине дня 11 сентября?
Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsaecker): Мне было трудно поверить, то, что я увидел. В голове у меня было только одно: это фильм! Отталкивающий, безответственный, ужасно негодный фильм! Я находился у себя дома в Берлине-Целендорфе, в гостях у меня как раз были старые школьные товарищи. Мы сидели, как прикованные перед телевизором, и думали: это совершенно невероятно!
"Bild": Как этот день изменил мир?
Вайцзеккер: Мы, европейцы, совершенно не можем представить себе, насколько этот страшный день изменил у американцев восприятие жизни. США чувствовали себя в полной безопасности от нападения извне. Они защищены двумя океанами, у них нет конфликтов с соседними государствами, даже готовят себе для защиты систему противоракетной обороны на случай нападения из космоса. И после этого такой удар ножом прямо в сердце.
"Bild": США ввязались и ввязали другие страны в «войну против террора». Можно ли эту войну выиграть?
Вайцзеккер: Вести войну против преступлений трудно. США после террористических актов отреагировали удивительно ясно и осмотрительно. Президент Буш (Bush), мэр Нью-Йорка Джулиани (Giuliani), люди со своим глубоко укоренившимся патриотизмом - все это вызвало чувство солидарности по всему миру. Москва, Пекин, все европейские государства почувствовали, что до этого подобного в истории не случалось!
"Bild": Правильным ли было выражение канцлера «неограниченная солидарность»?
Вайцзеккер: Оно было правильным и необходимым. Было особенно важно, что его поддержала красно-зеленая коалиция, как и другие демократические партии в Германии.
"Bild": Насколько изменилась после террористических актов роль Германии в мире?
Вайцзеккер: Как раз после событий 11 сентября немцы дали удивительным образом понять, что они берут на себя внешнеполитическую ответственность в рамках единой Европы. Это было хорошо. Ценным является также образцовое участие немецких солдат, полицейских, чиновников в строительстве нового Афганистана. В этом отношении мы, немцы, выдержали важнейшее с момента воссоединения двух немецких государств в единую суверенную Германию испытание, касающееся отношений с США. Это упрочило авторитет Германии в Европе и в мире.
"Bild": Не придет ли теперь, когда США готовятся к войне с Ираком, конец дружбе немцев?
Вайцзеккер: Нет! По обе стороны Атлантики, в США и в Европе и у нас и, прежде всего, в ООН активно обсуждается тема конфликта с Ираком. Дружба, которая не выдержала бы этой дискуссии, ничего бы не стоила. Превентивный удар США по Ираку таит в себе большую опасность. Это было бы нарушением Хартии ООН. Какой пример они бы подали другим странам, обладающим ядерным оружием? Что тогда будет с конфликтом между Индией и Пакистаном или на Ближнем Востоке? Мы понимаем, что наш мир без ведущей роли американцев был бы еще более опасным районом. Но при наличии соответствующего руководства со стороны США он является районом безопасным. Разумеется, Саддам Хусейн (Saddam Hussein) должен ясно понять, что может произойти, если он будет нарушать резолюции ООН. Я предполагаю, что вскоре появится новая резолюция Организации Объединенных наций с целью оказания давления на Хусейна. Что тогда произойдет, посмотрим.
"Bild": Мы все еще находимся на начальном этапе борьбы против террора?
Вайцзеккер: Нет, но нам надо еще многому научиться. Трогательная солидарность почти всех государств этой Земли, которая была продемонстрирована после террористических актов, выдвигает требование установления нового мирового порядка, более справедливого распределения настоящих шансов на выживание. Тут перед нами еще длинный путь.