США в плане своих дальнейших шагов в отношении Ирака будут добиваться резолюции Совета безопасности ООН. Сегодня это станет понятно из речи президента США Джорджа Буша (George Buch) перед Генеральной ассамблеей ООН. Впрочем, при этом Буш, по информации дипломатов США, не отступит от своей позиции, согласно которой военные действия против Ирака, будто, уже соответствуют международному праву и согласуются с прежними резолюциями Совета, иными словами, с правом США на «превентивную оборону» против мнимой угрозы от иракского оружия массового уничтожения или со стороны террористов, которых поддерживает Багдад.
В прошедшие несколько недель эту позицию неоднократно формулировали перед общественностью вице-президент Ричард Чейни (Richard Cheney), министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleesa Rice). Одновременно они выступили за проведение США в одиночку военной операции против Ирака с целью устранения режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Даже государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), которого средства массовой информации часто называют «умеренным», подтвердил несколько дней назад «право» США принять в случае необходимости превентивные меры против Ирака и без мандата Совета безопасности ООН.
Подобные заявления ведущих членов администрации Буша привели к тому, что канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroede) пришел к следующему выводу: Вашингтон ни при каких обстоятельствах не будет добиваться от ООН нового мандата на развязывание войны против Ирака. Поэтому политической позицией, по его словам, является отказ от немецкого участия в войне даже при наличии мандата ООН, позиция, рассчитанная на время, которое истечет не ранее проведения выборов. В Лондоне, напротив, воинственные заявления из Вашингтона существенно усложнили жизнь самого близкого союзника Буша Тони Блэра (Tony Blear), поскольку оппозиция в правящей Лейбористской партии все определеннее выступает против войны с Ираком.
В значительной мере по настоянию британского премьер-министра Джордж Буш заявит сегодня о корректировке курса, по крайней мере, временной: о проведении военной операции при наличии поддержки со стороны международной общественности. Учитывая, что 6 ноября состоятся промежуточные выборы в Конгресс, президент США хочет обратить свою сегодняшнюю речь в адрес своего собственного народа. Администрация США, вероятно, уяснила, что все опросы среди населения США показали значительную степень неприятия им войны против Ирака. Оно против того, чтобы США вели войну в одиночку, без мандата ООН.
В последние дни между США и другими членами Совета безопасности ООН уже идет негласный зондаж относительно возможности принятия резолюции по Ираку. При этом намечается, что администрация Буша выйдет на официальные переговоры со следующими максимальными требованиями:
- 1. Новая резолюция должна констатировать «постоянное нарушение» Ираком прежних резолюций, а именно резолюции 687 от апреля 1991 года о перемирии.
- 2. Правительству Багдада ставится срок (предположительно - до середины ноября), до которого оно должно дать возможность вернуться в страну команде военных инспекторов (Unmovik) ООН.
- 3. Unmovik получает «солидное» военное сопровождение в качестве защиты, которое обеспечит инспекторам неограниченную маневренность и возможность в случае необходимости выполнять свою задачу и вопреки сопротивлению иракских сил безопасности.
- 4. На тот случай, если Багдад не допустит инспекторов в страну до указанного срока, государства-члены ООН дают согласие на принятие военных мер в отношении Ирака.
Вашингтон хорошо понимает, что два последних требования столкнутся в Совете с неприятием, по меньшей мере, со стороны России и Китая, и что один из этих двух постоянных членов Совета заблокирует запрос США относительно принятия резолюции своим вето. Российские и китайские дипломаты в Нью-Йорке дали недвусмысленно понять, что об ультиматуме Ираку, а таким образом, об автоматическом получении согласия на проведение военной операции (как это было с резолюцией 678 от ноября 1990 года относительно войны в Персидском заливе), в данном случае не может быть и речи ни при каких условиях. Москва и Пекин, говорят они, были бы готовы на постановку Багдаду срока с условием, что Совет безопасности, если это ни к чему не приведет, займется этим вопросом и только тогда решит относительно возможных мер в отношении Ирака.
Для администрации Буша резолюция ООН, обозначающая сроки возвращения военных инспекторов ООН в Ирак серединой-концом ноября, была бы пока полностью приемлемой. Она могла бы, тем самым, в период до выборов в Конгресс, то есть, до 6 ноября, демонстрировать свою внутри-и внешнеполитическую решимость быть ведущей международной силой и готовность согласовывать свои действия с международным сообществом.
Если Ирак не уложится в сроки, то возникнет иная ситуация. Совет безопасности ООН окажется тогда в политическом цейтноте в плане принятия последующих решений. Если он этого не сделает, Вашингтон, как и прежде, мог бы обратиться к варианту, от которого он, кстати, никогда не отказывался, и начать военную операцию против Ирака в одиночку или только в альянсе с Великобританией.