Кто стоит за взрывом бомбы, который произошел вчера у штаб-квартиры верной Путину молодежной организации «Идущие вместе» в Москве и нанес большой ущерб? Молодежная организация это уже знает: взрывчатку могли заложить сторонники писателя Владимира Сорокина. Таким образом, свое дальнейшее развитие получило одна из наиболее резонансных политических историй России.
«Идущие вместе» недавно обвинили Сорокина в распространении через свои произведения порнографии. В октябре дело будет рассматриваться в московском суде. Организация специализируется на публичных акциях. В последний раз активисты обезвреживали книги Сорокина в центре Москвы в изготовленном собственноручно несоразмерно большом унитазе. Теперь в результате взрыва унитаз пострадал.
«Пошлость», могли прежде называть нечто подобное образованные россияне, но они в Москве редко берут слово. «Идущие вместе» написали на своих знаменах очищение и сохранение в чистоте российской культуры. Не случайно, организация делает к своему названию дополнение: «оказание помощи в деле молодежного воспитания». В это никто не мог поверить, когда 8 мая 2001 года, в первую годовщину со дня прихода Владимира Путина к власти, она оккупировала центр Москвы. Со всех регионов громадной страны были собраны тысячи молодых людей, почти все были в одинаковых футболках с портретом Путина в цветах российского триколора. Они выражали преданность своему отсутствовавшему идолу не так, как это делал прежде коммунистический комсомол, а весело и нагло, по-новорусски. Кроме оплаченной поездки, участники получили билеты в кино и талоны на напитки.
Общественность сначала не знала, что и думать по поводу феномена путинской молодежи, пока в начале года молодежные функционеры не дали старт литературной кампании - не читать книги. Книги молодых российских авторов Виктора Ерофеева, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина они обменивали на произведения зрелых эпических писателей поколения своих дедов, в большинстве своем авторов в военной форме. Идея: качественный товар - в обмен на выродившееся низкопробное чтиво. Молодые литераторы России в глазах верноподданных Путина - занимаются чистой порнографией. Повод для нападок - вынесение на общественность темы гомосексуализма.
Между тем, назначившие сами себя воспитателями народа, финансируются из денег общества. 30 процентов расходов оплачивает государство, сказал недавно заместитель председателя организации Борис Якеменко корреспонденту «Литературной газеты», 20 процентов - спонсоры. Бурный денежный поток может служить объяснением, почему в 50 городах в «комсомол Путина», как окрестили эту организацию в народе, вступили, якобы, уже 100 000 молодых людей. Более подробной информации не получить: Борис Якеменко и его брат Владимир - председатель союза - избегают западной прессы. Зато они поддерживают тесные контакты с Кремлем. Владимир раньше работал в президентской администрации, Борис организовывал избирательную кампанию Путина.
Сегодня, спустя полтора года, постепенно начала проступать идеологическая амальгама организации: Путин - непререкаемый вождь, который делает для своего народа исключительно одно лишь добро и не может нести ответственность за грехи бюрократии. Как и раньше, добрый царь имеет отношение ко всему, но ни за что не отвечает. Духовное обновление вменяется в обязанность православной церкви. Кремлевская молодежь пропагандирует «здоровый» образ жизни и отвергает все «нездоровое» и «чужеродное». К этому причисляют не только американцев, жителей Гамбурга и латышей, но и российских либералов и политиков левого толка. То, что они выступают за возвращение смертной казни и считают гомосексуализм тяжелым преступлением, уже кажется почти тривиальным делом. Есть исключение в идеологическом плане: «Моральный кодекс» молодежной организации четко предостерегает, чтобы ее члены не давали своему разочарованию сказываться на «черных, евреях и армянах» - реакция, которую, видимо, следует объяснять давлением со стороны московских дипломатов, которые потребовали от Кремля что-то предпринять против участившихся нападок на чужестранцев.
Российские историки напоминают в этой связи о профашистских союзах мужчин, антисемитских «черных сотнях», которые в начале 20-го столетия бесчинствовали в России при поддержке государства. Сначала они очищали культуру, а потом еврейские гетто. Владимир Сорокин видит происходящее не в столь драматическом свете. «Идущие вместе», говорит он, слабы и представляют собой просто «CA в сахарной пудре».