Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Андре Глюксман: Если бы в ЦРУ читали Достоевского, 11 сентября можно было бы предотвратить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Были ли события 11 сентября результатом ошибки со стороны американских разведслужб? И да и нет. По мнению французского философа и публициста Андре Глюксмана, трагедия 11 сентября стала скорее констатацией поражения всех разведслужб Запада, вплоть до настоящего времени недооценивавших разрушительные способности нового нигилистического мышления. «Учения», суть которого можно сформулировать как «убиваю - следовательно существую». Французский философ полагает, что агентам ЦРУ следовало читать романы Достоевского, поскольку в этом случае они не были бы столь наивными, и "их было бы не так-то легко обмануть"

«Были ли события 11 сентября результатом ошибки со стороны американских разведслужб? И да и нет. По мнению французского философа и публициста Андре Глюксмана, трагедия 11 сентября стала скорее констатацией поражения всех разведслужб Запада, вплоть до настоящего времени недооценивавших разрушительные способности нового нигилистического мышления. «Учения», суть которого можно сформулировать как «убиваю - следовательно существую».

Андре Глюксман - один из самых проницательных современных французских интеллектуалов, чьи постоянные нападки в адрес тоталитарных обществ наших дней вызывают наибольшую полемику, представляет в эти дни в Мадриде свой труд «Достоевский на Манхеттене» (издательство «Taurus»).

- Кто такой на самом деле бен Ладен? Греческий философ, переодевшийся восточным анархистом?

- Я бы порекомендовал ЦРУ читать Достоевского, если бы агенты этого управления прочитали романы русского писателя раньше, их было бы не так-то легко обмануть. ЦРУ недооценило своего противника. Агенты управления решили, что это лишь «сумасшедшие от Аллаха», мистики. Из-за своего невежества они не смогли обнаружить в бен Ладене и его сторонниках культовость, сводившуюся к тому, что эти люди направили всю свою энергию на восстание против Запада, обучившего их.

- Если нигилизм можно определить как отрицание каких бы то ни было высших ценностей, то как же тогда с этим определением идентифицировать доктрину радикального исламизма, проповедующую крайнюю набожность среди своих сторонников?

- О людях надо судить не по тем идеям, которые они проповедуют, а по их поступкам. С моей точки зрения, нападение на Манхеттен было преступлением нигилистов, сопоставимым с созданием концлагерей. Здесь речь идет о полном уничтожении живых душ на заданной площади.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

- Это ненависть ко всему или же она сконцентрирована на так называемых «ценностях Запада», которые исламские радикальные движения определяют как материалистические и безбожные?

- Меня нисколько не волнуют объяснения или прикрытия, которые используют нигилисты. Цивилизацию материалистов можно критиковать и не устраивая кровавого побоища среди ньюйоркцев. Папа Римский критикует материалистическое общество, но он ни разу не пожелал направить самолеты на Башни-Близнецы на Манхеттене. Это преступление бьет по моему сознанию, я хочу объяснить его; мне интересно анализировать способность Человечества оправдывать содеянное. Нельзя забывать, что половина населения нашей планеты с восторгом отнеслась к нападению террористов на Соединенные Штаты.

- Аль-Каида - это единственная или самая главная «вооруженная группировка нигилистов»?

- Нет. Такие группировки есть и в России, и в Германии, и во многих других странах. Эти организации полностью одержимы революционной идеей, они готовы заставить взлететь на воздух всю совокупность составляющих современного общества. Общим пунктом для всех вооруженных нигилистов является аксиома «все дозволено». В литературе XIX столетия, в произведениях Ф. Достоевского подобная реальность четко фиксируется в описании группы одержимых, взбесившихся. Одни герои утверждают, что они верят в Бога, другие, что - нет. Но и те и другие оказываются, тем не менее, способными убивать и других, и себя.

- В таком случае исламских террористов можно сравнить с вооруженными европейскими националистами, такими группировками как ЕТА или корсиканскими организациями?

- Корсиканские организации можно считать достаточно фольклорными, на настоящий момент в этой среде не ощущается тенденции убивать друг друга. Достоевский в своих произведениях очень ясно дает понять, что любое нагруженное насилием движение борцов за независимость можно считать революционным. Проблема заключается в том, что необходимо различать насилие армии, направленное против другой армии - подобное противостояние существовало всегда, и его можно оправдать, если последовательно рассматривать отдельные случаи - и насилие, направленное против мирного населения, целью которого является террор. Для того, чтобы Мандела (Mandela) смог победить в ЮАР ему пришлось отойти от нигилистов, сражавшихся на его стороне, и символом такого отхода стал развод с женой Винни (Winnie), возглавлявшей одну из таких, склонных к насилию группировок. В случае с басками террористические операции против мирного населения, которые регулярно проводит ЕТА, также свидетельствуют об их нигилистических устремлениях.

ЩИТ САДДАМА

- В своей книге Вы говорите о спасении через литературу. Как подобное мнение сопоставить с тем фактом, что исламский радикализм наибольшее распространение приобретает в регионах, где подавляющее число население безграмотно?

- В своей книге я обращаюсь к теме стремления к разрушению, которое характерно для многих людей, как бедных так и богатых. По моему мнению, литература - это единственная наука, которая может помочь справиться со злом. Читая произведения Чехова, Достоевского, Флобера, можно достичь понимания этого внутреннего стремления ко злу, понимания того, что древние греки называли «помешательством насилия». Лишь литература может вам помочь проанализировать это стремление и иссушить его истоки.

- Саддам Хусейн - лидер-нигилист?

- Если Саддам сумеет создать свой ядерный щит, его вряд ли удастся загнать в расщелины Тора-Боры, по которым скитался бен Ладен. Полагаю, что необходимо действовать, но я не эксперт и не могу советовать когда и как. Самое главное, чтобы операция оказалась успешной и была проведена прежде, чем Саддаму удастся получить в свое распоряжение устрашающее ядерное оружие.