Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Странная семейная драма в Казахстане лишает этот регион надежд на демократию

Хотя поначалу страны Средней Азии подавали надежды на установление в них демократического правления, они с тех пор отклоняются все дальше от демократического пути

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе этих событий были удалены с политической арены почти все потенциальные конкуренты казахского президента. Один политик, предложивший ограничить власть президента, только что получил 7 лет тюрьмы. Восемь журналистов или новостных организаций, которые критиковали членов первого семейства Казахстана, сталкиваются с притеснениями, причем на порог одной редакции подбросили обезглавленную собаку.

Алма-Ата, Казахстан. В течение трех бешеных дней в ноябре прошлого года правительственные войска осуществляли налеты на телевизионную студию, служебные помещения и дома, блокировали аэропорт. Их цель: все, кто связан с влиятельным зятем давно правящего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

"Газета 'Караван'(Karavan) закрыта, телевизионный канал KTK-TV закрыт, а в стране введена цензура", - говорилось в заставке, которой встречал своих зрителей этот телевизионный канал, принадлежавший, как и вышеупомянутая газета, семье Рахата Алиева, зятя президента. А он сам тем временем играл в кошки-мышки со своим тестем, скрытно посещая западные посольства и намекая, что, возможно, попросит политического убежища заграницей. Так началась странная драма в этой богатой нефтью среднеазиатской стране, в то время как взоры всего мира был прикованы к войне в Афганистане. Эта драма ни в коей мере не ободряет тех, кто надеется на смягчение авторитарного правления в регионе.

В ходе этих событий были удалены с политической арены не только г-н Алиев, но также почти все другие потенциальные конкуренты казахского президента. Один политик, предложивший ограничить власть президента, только что получил 7 лет тюрьмы. Восемь журналистов или новостных организаций, которые критиковали членов первого семейства Казахстана, сталкиваются с притеснениями, причем на порог одной редакции подбросили обезглавленную собаку.

Эти репрессии отражают широкую тенденцию в регионе, в отношении которого у Соединенных Штатов имелись большие надежды. С начала 1990-х годов бывшие советские республики в Средней Азии и на Кавказе привлекают пристальное внимание Соединенных Штатов. Америка очень хочет воспользоваться энергетическими ресурсами этих стран - из которых Казахстан является самым богатым - и желает, чтобы в них существовали открытые экономические системы и демократические формы правления.

А в последний год у Соединенных Штатов появился новый, жизненно важный, интерес к данному региону: военные союзы для войны с терроризмом. Когда осенью прошлого года американские войска вошли в Афганистан, Соединенные Штаты заключили с шестью бывшими советскими среднеазиатскими республиками военные соглашения. Г-н Назарбаев всей душой поддержал войну с терроризмом и разрешил Соединенным Штатам использовать аэродромы Казахстана для аварийной посадки американских военных самолетов.

Хотя поначалу страны Средней Азии подавали надежды на установление в них демократического правления, они с тех пор отклоняются все дальше от демократического пути. Узбекистан, к примеру, не терпит политического инакомыслия, несмотря на то, что в прошлом году в Афганистане была разгромлена его находившаяся в эмиграции исламская оппозиция. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов только что переименовал дни недели и месяцы в честь себя самого и милых его сердцу вещей.

Наступление на демократию г-на Назарбаева является особенно разочаровывающим, потому что этот 62-летний казахский президент считался одним из более терпимых лидеров данного региона. Повседневная жизнь в Казахстане, с переполненными интернет-кафе и активной торговлей, является открытой и ненапряженной. Но это не относится к участию в политике без благословения президента. Концентрация его личной власти оставляет под авторитарным правлением еще одну крупную нефтедобывающую страну мира.

Представитель государственного департамента США Фил Рикер (Phil Reeker) в прошлом месяце заявил: "США считают, что недавние события в Казахстане, в частности, новые ограничения в законодательстве, касающиеся политических партий, а также продолжающиеся притеснения видных фигур оппозиции и независимых средств массовой информации (СМИ) представляют серьезную угрозу демократическому процессу в этой стране". Г-н Назарбаев и другие в его правительстве неоднократно отказываются от комментариев.

Политика - не единственная арена, где ощущается новоприобретенная уверенность в себе казахского правительства. Правительство оказывает давление на некоторые работающие в стране западные компании с целью пересмотра давно заключенных контрактов. Например, правительство оштрафовало на 73 млн. долл. США компанию "Chevron Texaco Corp." за складирование серы. Представители этой компании заявляют, что контрактом этот разрешено, и оспаривают штраф в суде. Вашингтон выразил протест против недавних посягательств на американских предпринимателей.

Г-н Назарбаев, в прошлом работник сталелитейной промышленности, поднявшийся наверх в структуре Коммунистической партии, правит Казахстаном с 1989 года с помощью простого рычага: права назначать, увольнять и перемещать практически любого министра, губернатора или судью. Поначалу он назначил достаточно много молодых, настроенных на реформы чиновников, чтобы разжечь оптимизм тех, кто надеялся на демократическое будущее. Но в середине 1990-х годов он начал ставить на ответственные посты своих родственников. Затем, 3 года назад, он стал еще более склонен к мерам самозащиты после того, как на него пало подозрение в уводе денег на счета в одном швейцарском банке.

Г-н Назарбаев назначил своего старшего зятя, г-на Алиева, которому сегодня 39 лет, на влиятельные должности сначала в налоговую полицию, а затем в Комитет национальной безопасности (КНБ). Другой его зять, 35-летний Тимур Кулибаев, был поставлен командовать транспортировкой нефти и природного газа, а сегодня является заместителем начальника департамента, который курирует большую часть нефтяной индустрии страны. Оба зятя сделали также хорошую карьеру в бизнесе. Г-н Алиев обогатился на торговле сахаром и другими товарами. Члены семейства купили контрольные пакеты акций трех телевизионных станций, банка "Нурбанк" (Nurbank), региональной авиаперевозочной компании " Атирау Эрлайнс" (Atyrau Airlines) и газеты "Караван" с самым большим тиражом. Другой президентский зять, г-н Кулибаев, взял под свой контроль еще один банк, некоторые предприятия нефтяной индустрии и получил монополию на торговлю икрой. В частности, он имеет 15,5% акций нефтяного месторождения Алибекмола (Alibekmola).

В последние годы новые законы позволили укрепить диктатуру г-на Назарбаева. Так, в 1998 году был принят закон, запрещающий баллотироваться на выборах всякому, кто не в ладах с законом - очень сильный инструмент, принимая во внимание, что в этой стране всякая критика, "оскорбляющая честь и достоинство президента", признается уголовным деянием.

В 1999 году один швейцарский судья заморозил более десятка счетов в швейцарском банке, которые, как он заявил, принадлежат г-ну Назарбаеву и другим видным казахам, подозреваемым им в отмывании денег. Американцы утверждают, что 35 млн. долл. США из фондов казахских нефтяных компаний были уведены на швейцарские счета, которые, по-видимому, принадлежат видным казахским политикам.

Однако в Казахстане громоотводом становится старший зять президента, г-н Алиев. Как глава налоговой полиции, он возмущает тем, что ездит по Алма-Ате в сопровождении крепко сложенных полисменов, обученных рукопашному бою, организует налеты на подозреваемых в уклонении от уплаты налогов, в терроризме или в торговле наркотиками. Конкуренты по бизнесу и политические оппоненты считают его тактику запугиванием.

Г-н Алиев отметает критику в свой адрес, называя критиков людьми, которые возомнили, что стоят над законом. Но прошлой осенью кампанию против г-на Алиева начали двое видных казахов - губернатор области и один магнат. Их союзники в парламенте обвинили г-на Алиева в вымогательстве "дани" с бизнесменов. Эти критики также намекнули, что г-н Алиев стал нелояльным к президенту. Один из критиков, областной губернатор Галимзан Жакьянов, увязал имя г-на Алиева с одной веб-страницей, где помещаются намеки на то, что президент берет взятки. (Г-н Алиев эту связь отрицает.)

Газета, которой владеет другой критик г-на Алиева, медиа-магнат и банкир Мухтар Аблязов, пишет, что г-н Алиев "настойчиво пробивается в высшие руководители страны. Президенту грозит опасность┘ Пора принимать меры!" Когда стали распространяться слухи, что г-н Алиев готовит заговор, кампания против него нашла союзников среди высших помощников президента. Один из них потребовал отстранить г-на Алиева от занимаемой должности. Г-н Алиев в ответ намекнул, что, если с ним что-либо случится, этот человек "будет иметь очень серьезные проблемы".

Затем г-н Алиев исчез из поля зрения. На следующий день начались налеты в Алма-Ате вооруженных военных и сотрудников сил безопасности, которые его искали. Г-н Алиев побывал в посольствах США и Франции, намекая, что в случае предоставления ему политического убежища сделает сенсационные разоблачения. На третий день это странное противостояние закончилось, когда президент Назарбаев и его зять, г-н Алиев, вместе появились на телевидении. Президент сообщил, что его зять теперь будет служить в его личной охране, что является серьезным понижением. Г-н Алиев сказал, что стал жертвой "злобных сплетен", тогда как он просто боролся против "отбросов общества, которые мешают здоровым силам".

Однако понижение в должности г-на Алиева ободрило его критиков - и они теперь зашли слишком далеко. Двое главных критиков вознамерились предать гласности документы, касающиеся казахских счетов в швейцарском банке. Они также объявили о создании, в союзе с некоторыми выступающими за реформы бизнесменами и членами правительства, новой политической партии.

Президент переговорил с каждым из них, желая выяснить, чего они хотят. Они настойчиво требовали от него ослабить его властную хватку, укрепить парламент и разрешить выборы местных руководителей. Г-н Жакьянов в особенности зашел, вероятно, очень уж далеко. Он предупредил президента, что тот рискует повторить судьбу индонезийского президента Сухарто (Suharto), которого с позором изгнали с поста.

Через 3 дня президент Казахстана дал ответ критикам - уволил г-на Жакьянова, одного министра и трех заместителей министра. Позднее он обозвал этих критиков "большевиками", сравнив их призыв к усилению полномочий парламента с прежними коммунистическими лозунгами.

Затем последовали необъяснимые нападения на казахские СМИ. К дверям кабинета главного редактора газеты "Республика" подбросили обезглавленную собаку. Четырех журналистов сильно избили. Вскоре после того, как журналистка Лира Байсетова опубликовала статью с критикой г-на Назарбаева, исчезла, а потом умерла ее 25-летняя дочь. Власти заявили, что она повесилась, находясь под арестом. Однако оппозиция утверждает, что ее избили. Власти заявили, что не имеют никакого отношения к ее смерти или к нападениям на СМИ.

В марте власти арестовали одного из ведущих критиков правительства, г-на Аблязова, медиа-магната и банкира. Теперь подошла очередь г-на Жакьянова, который предпочел уйти в подполье. Ему удалось избежать ареста при обыске в гостинице, где он проживал, и затем пробраться во французское посольство. Полиция окружила посольство. Г-н Жакьянов продержался 6 суток, пока казахские власти и дипломаты не пришли к соглашению: г-на Жакьянова поместят под домашний арест, а дипломатам будет разрешено его посещать. Но несколькими неделями позже казахские власти отправили г-на Жакьянова в тюрьму в городе Павлодар.

В день ареста г-на Жакьянова правительство признало существование одного счета в швейцарском банке, где лежат 1,2 млн. долл. США, заявив, что это деньги правительства от продажи нефти, которые г-н Назарбаев отложил на черный день, чтобы помочь стране пережить возможный кризис.

Двое главных критиков режима предстали перед судом. Г-на Аблязова в июле осудили на 6 лет тюремного заключения по обвинению в присвоении 3,6 млн. долл. США из государственных средств. Г-на Жакьянова в прошлом месяце осудили на 7 лет тюремного заключения по обвинению в распродаже государственных предприятий по незаконно низкой цене.

А что же г-н Алиев, этот амбициозный зять президента? Его, согласно давней традиции избавления от неугодных лиц, отправили послом в Австрию. Как выразился один местный участник политических маневров, все дело кончилось тем, что "президент просто взял власть обратно в свои руки".