Мадлен Олбрайт была государственным секретарем США в 1997-2001 годах и послом США при ООН в 1993-1997 годах
Вашингтон, 13 сентября 2002 года. Суть эмоционального послания президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) Организации Объединенных Наций (ООН) по Ираку неопровержима: Саддам Хусейн является серийным лгуном, задирой и угрозой делу мира; он уже применял химическое оружие и жаждет произвести впечатление на презрительно относящийся к нему арабский мир, создав доставляемую к цели ядерную бомбу.
Президент убедительно доказал необходимость международной акции, которая будет иметь своим результатом либо выполнение Ираком его обязательств, либо образование нового и, в конечном итоге, демократического правительства в Багдаде. Здесь, дома, следует оказать этой политике двухпартийную поддержку, и президент поступил мудро, когда решил заручиться глобальной поддержкой вместо того, чтобы пытаться все делать в одиночку.
Однако я надеюсь, что придерживающиеся жесткой линии советники не убедят президента согласиться на неблагоразумный график осуществления военной акции. Нам следует начать это сражение в такой момент, который наилучшим образом отвечает нашим интересам. А в данное время нашей главной задачей остается полное уничтожение "Аль-Каиды" и разрушение связанных с ней террористических сетей.
Ранее на этой неделе (лондонский) Международный институт стратегических исследований опубликовал сводку данных об иракских военных возможностях, которые предзнаменовали вчерашние слова президента. Ирак, скорее всего, обладает значительным количеством агентов для ведения биологической войны и некоторым запасом химических боеприпасов. Он настойчиво стремится к созданию ядерного оружия, однако нет свидетельств тому, что это ему удалось. У него, возможно, есть с десяток ракет, которые могут быть использованы для того, чтобы угрожать близлежащим государствам.
Саддам Хусейн - это враг, который нам известен. Со времен администрации бывшего президента Джорджа Буша-старшего (George H.W. Bush) всякий раз, когда г-н Хусейн делает выпад, мы его парируем. Сегодня американские и английские самолеты патрулируют запретные для полетов (иракской авиации - прим. пер.) зоны, которые простираются над 40% территории его страны, а наши военно-морские силы не позволяют доставлять в Ирак оружие морем. Военные Саддама Хусейна стали куда слабее, чем были десятилетие назад. И он наверняка должен сознавать, что, если он когда-либо снова попытается напасть на другую страну, его сотрут в порошок. Все вышесказанное дает основания для спокойствия, но не благодушия.
Президент сказал, что готов работать с Советом Безопасности (СБ). Я надеюсь, что этим подразумевается конкретный призыв к возвращению в Ирак инспекторов ООН по вооружениям, хотя я сомневаюсь, что Ирак на это согласится. Поддержав сначала эту опцию, администрация укрепит дипломатические обоснования для последующей (военной) акции. Как указал президент, в последнее десятилетие Ирак не выполняет множества указаний СБ. Если Багдад и дальше поведет себя вызывающе, президент вполне справедливо возложил на тех, кто противится применению силы, тяжкую обязанность разъяснить, как еще можно гарантировать соблюдение резолюций. Невозможно настаивать на центральной роли в обеспечении международной безопасности и законности, а после делать вид, что не замечаешь, как воля СБ неоднократно игнорируется.
Хотя вчерашняя речь президента во многих аспектах была убедительной, он не был ни конкретным, ни неотразимым, когда пытался увязать имя Саддама Хусейна с другими, более насущными угрозами. Каким бы злодеем ни был г-н Хусейн, не он повинен в том, что вокруг нашей столицы стоят зенитные пушки, ограничиваются наши гражданские свободы, создается Департамент обороны страны (Department of Homeland Defense), а речь в Геттисбурге (президента США Авраама Линкольна (Abraham Lincoln) от 19 ноября 1863 года - прим. пер.) снова воспринимается как имеющая прямое касательство к нашим жизням.
Как следствие произошедшей год назад трагедии, глава исполнительной власти заявил нашей нации, что борьба с терроризмом "будет фокусом моего президентства". Именно это - а не Ирак - остается правильным фокусом.
В последние 4 года "Аль-Каида" нападает на американцев в Америке, в Африке и на Ближнем Востоке. Мы до сих пор не знаем, где находятся ее высшие руководители и что они, возможно, планируют. Есть свидетельства, что члены "Аль-Каиды" возвращаются в Афганистан, где по-прежнему проживают тысячи сторонников движения "Талибан", и где господствует беззаконие. Мы не оказали правительству Хамида Карзая (Hamid Karzai) даже малой толики той помощи, в которой оно нуждается, чтобы сделать Афганистан постоянной зоной, свободной от террористов. Все еще продолжается работа по созданию эффективной глобальной антитеррористической коалиции. Перестройка наших разведывательных служб, правоохранительных органов и военной организации в интересах отражения террористической угрозы продолжает оставаться в стадии разработки программ.
Очевидно, что мы не можем ждать, когда будет полностью уничтожен терроризм, чтобы начать решать проблему Саддама Хусейна. Но едва ли целесообразно сейчас фокусировать внимание всего мира и наши военные, разведывательные, дипломатические и финансовые ресурсы на плане вторжения в Ирак, вместо того, чтобы те занимались планами "Аль-Каиды", которая по-прежнему стремится убивать невинных людей. Мы не можем вести еще одну грандиозную борьбу, не отвлекая ресурсы от той, что уже ведется.
Администрации следует заняться расширением базы поддержки ее иракской политики, ответить на запросы конгресса, укрепить иракские оппозиционные группы, отладить военное планирование, разработать цельный план для постхусейновской эпохи, определиться с теми огромными ресурсами, которые нам потребуются для финансирования войны и ликвидации ее последствий, и проводить дипломатию, направленную на снижение напряженности на Ближнем Востоке. Если Ирак снова откажется впустить к себе инспекторов ООН по вооружениям, нам следует также уведомить всех, что мы без предупреждения уничтожим любой объект в этой стране, который, как мы подозреваем, используется для создания запрещенных видов оружия. Даже если впоследствии окажется, что наши подозрения были безосновательными, вину следует возлагать на Ирак за то, что тот не разрешил вернуться инспекторам ООН по вооружениям, а не на Соединенные Штаты за то, что те пытаются принудить Ирак к выполнению воли СБ. Точно так же нам следует четко заявить, что всякий, кто оказывает Ираку помощь в осуществлении его ядерной программы, будет считаться врагом Соединенных Штатов.
Вчера в ООН президент США начал детально излагать нашу политику в отношении Багдада. Однако мудрость этой политики в конечном счете будет зависеть от того, когда он предпочтет начать действовать.