Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин защищает свою ставку на Буша

Президент России смог воспользоваться событиями 11 сентября и, рискуя, пошел на сближение с Западом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин сумел использовать на благо страны многочисленные возможности, предоставленные ему событиями 11 сентября. По прошествии нескольких дней после нападения террористов, он, несмотря на негативную реакцию политической элиты, совершил впечатляющий вираж в направлении Запада. В итоге прошедший год для России можно считать положительным, хотя результаты его и кажутся несколько неустойчивыми и вызывают определенные опасения. На плечах президента по-прежнему лежит вся тяжесть продвижения по выбранному пути, потому как он не сумел позаботиться о команде поддержки - компетентной и способной закрепить полученные результаты

Президент России Владимир Путин сумел использовать на благо страны многочисленные возможности, предоставленные ему событиями 11 сентября. По прошествии нескольких дней после нападения террористов, он, несмотря на негативную реакцию политической элиты, совершил впечатляющий вираж в направлении Запада. В итоге прошедший год для России можно считать положительным, хотя результаты его и кажутся несколько неустойчивыми и вызывают определенные опасения. На плечах президента по-прежнему лежит вся тяжесть продвижения по выбранному пути, потому как он не сумел позаботиться о команде поддержки - компетентной и способной закрепить полученные результаты.

«В настоящий момент США и Россия - друзья, но назвать их старыми друзьями нельзя», - считает российский аналитик Дмитрий Тренин из московского центра Карнеги; Тренина беспокоит не только неспособность российских структур действовать в ногу с политикой Путина, но и близорукость Вашингтона. «Российские государственные деятели позволяют себе поступать вразрез с политикой президента; американские руководители, в свою очередь, не видят необходимости приложить еще больше усилий, чтобы Россия смогла прочнее закрепиться на Западе», - отмечает Тренин.

Можно сказать, что ставка Путина, с определенными поправками, повторяет ставку, сделанную в восьмидесятых годах Михаилом Горбачевым, во те времена, когда была начата перестройка и шла пропаганда «нового мышления». Но сегодня Россия проходит проверку на то, будет ли она играть более скромную роль, чем играл Советский Союз в прошлом столетии. Ни российские политические деятели, ни, уж тем более, военные чиновники до сих пор не готовы к тому, чтобы Россия превратилась даже в такого союзника Соединенных Штатов, как Великобритания или Франция.

Самым революционным элементом в новой российской внешней политике можно, пожалуй, назвать преодоление традиционного восприятия Государства Российского в качестве «осажденной крепости». Путин согласился с военным присутствием американцев в бывших советских республиках в Средней Азии и на Кавказе - в Грузии - руководствуясь той мыслью, что американцы смогут справиться с теми задачами, которые Москва, в силу нехватки определенных ресурсов, выполнить не может. Кремль надеется, что США будут противостоять исламскому фундаментализму и принесут политическую стабильность в страны, где существуют серьезные экономические и социальные проблемы: Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. К удовлетворению Путина лидеры названных государств не перестают утверждать, что возлагают много надежд на экономическую помощь со стороны американцев, для оправдания которой приводится веский аргумент: нищета этих народов может обернуться негативными последствиями для американской безопасности. В случае с Грузией Россия надеется, что обученная американскими военными грузинская армия, возможно, внесет свой вклад в изгнание чеченских сепаратистов из Панксисского ущелья. Ну, а в отношении Чечни России удалось, по большей части, приравнять чеченских сепаратистов к террористам, и теперь Запад, в общем, и Соединенные Штаты, в частности, закрывают глаза на то, что федеральные войска постоянно нарушают в республике права человека.

На сегодняшний день Москва верит в то, что американцы покинут Среднюю Азию, как только их миссия будет выполнена. Если же Вашингтон покинет названный регион до ее выполнения, либо решит вообще его не покидать, то Москва может столкнуться с серьезными проблемами.

События 11 сентября предоставили новые возможности и российскому энергетическому комплексу, а сама энергетическая проблема стала одним из основных вопросов, обсуждавшихся в Москве во время майских переговоров между Бушем и Путиным. Россия надеется стать поставщиком нефти и газа в США, а, возможно, и подвинуть с занимаемой позиции основного экспортера Саудовскую Аравию и страны-члены ОПЕК. Подобные возможности будут рассматриваться осенью этого года в Хьюстоне на семинаре, организованном совместно представителями российской и американской энергетической отрасли.

Но в данный момент, несмотря на прогресс в двусторонних отношениях и «общие интересы», Вашингтон продолжает не доверять России. И причина тому кроется в заигрывании Москвы со странами так называемой оси зла и в особенности с Ираном. В Вашингтоне полагают, что сотрудничество России с Ираном в ядерной области позволит этой стране создать атомную бомбу, и потому пытается давить на Москву, бросая более или менее скрытые угрозы об ограничении сотрудничества в области экономики, технологии и космонавтики. В отношение же Ирака мнение российских аналитиков разделилось в том, что касается последствий поддержки Москвы антитеррористической коалиции.