Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузия заявляет, что Россия ищет предлог для агрессии

Россия использует события 11 сентября и войну США с террором для оправдания более агрессивной политики в отношении своих соседей, считает президент Грузии Эдуард Шеварднадзе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский президент Владимир Путин обвинил Грузию в укрывательстве террористов и на прошлой неделе угрожал нанести военные удары по ее территории, если только она не примет мер к тому, чтобы помешать повстанцам осуществлять вылазки на российскую территорию. Но, как заявил в интервью г-н Шеварднадзе, г-н Путин не прав, если думает, что можно обзывать Грузию террористическим государством.

Тбилиси, Грузия, 17 сентября 2002 года. Грузинский президент Эдуард Шеварднадзе говорит, что Россия использует события 11 сентября и войну США с террором для оправдания более агрессивной политики в отношении своих соседей. Российский президент Владимир Путин обвинил Грузию в укрывательстве террористов и на прошлой неделе угрожал нанести военные удары по ее территории, если только она не примет мер к тому, чтобы помешать повстанцам осуществлять вылазки на российскую территорию. Но, как заявил в интервью г-н Шеварднадзе, г-н Путин не прав, если думает, что можно обзывать Грузию террористическим государством. "Многие, в том числе его доброжелатели, не приемлют использование им событий 11 сентября для несправедливых обвинений Грузии", - сказал г-н Шеварднадзе, добавив, что "ястребиная" позиция Москвы может открыть ящик Пандоры и привести к разрастанию конфликтов в исторически неспокойном регионе Кавказа.

Усиливающийся российско-грузинский конфликт показывает, как борьба против глобального терроризма, помогая укреплять связи между Вашингтоном и Москвой, также распространяет тревогу среди постсоветских соседей России, в особенности в Грузии, одной из наиболее прозападных стран региона и важным союзником в торговле нефтью Каспийского моря.

Соединенные Штаты, фокусируя внимание на борьбе с терроризмом и с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein), сближаются с Россией, постоянным членом Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) и открытым критиком воинствующего исламизма. Некоторые аналитики даже высказывают предположения, что Вашингтон, стремящийся заручиться поддержкой Москвы своей акции против Ирака, может ослабить свою непреклонность в вопросе защиты суверенитета Грузии и молчаливо поддержать российское военное вмешательство.

Однако г-н Шеварднадзе высмеял эти спекуляции. "Я убежден, что президент США не пойдет на сделку такого рода, - сказал он. - Американцы с самого начала поддержали наши действия (по поимке повстанцев) и последовательно заявляют, что Грузия сама справится с этой задачей". Три дня спустя после того, как г-н Путин угрожал Грузии вторжением, г-н Буш-младший (George W. Bush) и в самом деле встал на защиту г-на Шеварднадзе, попросив Москву дать тому время, чтобы самому расправиться с боевиками. Тбилиси вздохнул с облегчением, но некоторые российские аналитики интерпретировали это заявление как не очень убедительную попытку поддержки, которая, к тому же, подразумевает конечный срок.

В центре российско-грузинского конфликта находится ситуация в Панкисском ущелье. Москва утверждает, что это ущелье используется сотнями чеченских боевиков для перегруппировки сил и пополнения запасов, после чего они снова возвращаются на российскую территорию для продолжения войны с российскими войсками. Москва преуменьшает попытки Тбилиси патрулировать это ущелье и высказывает предположения, что грузинское руководство финансово заинтересовано в том, чтобы не стеснять свободу повстанцев.

Г-н Шеварднадзе в понедельник высказал свое возмущение тем, что Россия обвиняет его в том, что повстанцы перетекают в Грузию из ее собственной зоны военных действий. "Главный рассадник (терроризма) находится там, в Чечне, - сказал он. - Пусть Россия наведет порядок в Чечне, а с теми террористами, которые есть у нас, мы сами справимся".

Ранее в этом году Соединенные Штаты начали осуществлять стоящую 64 млн. долл. программу военной помощи Грузии в подготовке и оснащении ее вооруженных формирований для антитеррористических операций, однако дело движется медленно. Один высокопоставленный чиновник администрации Буша-младшего на прошлой неделе признал, что Москвы вполне законно озабочена исходящей из Грузии угрозой своей безопасности. "Изучая новые стратегические обстоятельства, я прихожу к выводу, что нам, возможно, следует пересмотреть свой подход к тому, как мы решаем проблему Грузии", - сказал он.

Разговоры Москвы о вторжении нанесли сильный удар по стране, которую и так уже удушают бурно расцветшая коррупция и резко снижающийся уровень жизни населения. Приближаются зимние холода, а российские парламентарии угрожают перекрыть Грузии "газовый краник". Грузинские руководители говорят, что простое упоминание о возможности сосредоточения российских войск и артиллерии на границе с Грузией приободрило сепаратистов в двух анклавах национальных меньшинств Грузии, которые начали агитацию за то, чтобы снова начать воевать с грузинами.

Г-н Шеварднадзе, явно раздраженный тем, что наступление России угрожает неустойчивой стабильности Грузии и его собственному статусу в Вашингтоне, ощетинивается при всяком обвинении в том, что он поддерживает террор. "Было бы трудно найти другую страну, которая так сильно пострадала бы от терроризма, от агрессивного сепаратизма, - говорит он, вспоминая о трех попытках покушения на свою жизнь с момента, когда он пришел к власти в 1992 году. - Как могу я поддерживать терроризм?"