Сегодня, как только ночь пойдет на убыль и займется новый день, в тот час рассвета, что называют ложной зарей - о нем Саддам Хусейн (Sadam Husein) узнал от своей матери - самолет военно-воздушных сил иракской армии приземлится на взлетно-посадочной полосе перед одним из 24 дворцов, где самопровозглашенный «пожизненный правитель» нации провел еще одну ночь своей жизни в безопасном месте.
Саддам никогда дважды не спит на одном и том же месте, и каждая из его резиденций всегда готова к неожиданному визиту президента.
Известно только одно: часть ночи он просчитывает в голове следующий ход в игре в смертельные шахматы, где его противниками выступают американский президент Джордж У. Буш (George W. Bush) и британский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair). Саддам ждет, что скоро появятся и другие игроки. Вопрос лишь в том: стоит ли ему нападать первым или подождать. Он знает, что арсенал его страны полон, там хранится и химическое и бактериологическое оружие. А самое страшное - он не боится никого и ничего. Но, как же он живет, работает, правит?
Одна из ниточек этого клубка загадок появляется с приземлением транспортного самолета. На его борту - контейнеры с живыми моллюсками и креветками, десятки свежих бараньих отбивных на косточке и только что забитый бык. Перед приготовлением с мяса срежут весь жир, вплоть до последнего грамма. Кроме того, самолет доставит к столу тирана великое множество молочных продуктов - йогуртов, сыров - без которых не обошелся бы ни один магазин деликатесов. И еще самое любимое лакомство Саддама - маслины, собранные на Голанских высотах.
Саддаму нравится самому извлекать косточки из маслин. «Точно также я когда-нибудь выдавлю и израильтян с их земли», - сказал он как-то своему бывшему начальнику разведслужб, генералу Вафику Самараи (Wafic Samarai).
Позднее, после того, как главный шпион страны впал у диктатора в немилость, ему пришлось пройти 40 часов по территории Ирака, чтобы перебраться в Турцию. Самараи повезло. Большинство из тех, кто вставал на пути Саддама Хусейна, погибло от таких пыток, что допросы средневековой инквизиции показались бы им ласками.
В то время, как 65-летний Саддам сладко спит (возможно, в объятиях какой-нибудь молоденькой девушки, специально подобранной республиканской гвардией для удовлетворения его неуемного сексуального аппетита), грузовик перевозит все доставленные продукты во дворец. Как рассказал Вафик Самараи, «в каждом дворце есть ученые, числящиеся в системе национальной программы по ядерному вооружению». Работают они в одной из закрытых зон, расположенных в подвалах дворца. Пройти в помещение можно лишь обладателю магнитной карточки, код которой меняется каждый день.
В подвалах расположен зал с современным рентгеновским оборудованием. Ученые проверяют каждый из продуктов питания, Самараи говорит, что они «ищут указания на то, что пища была отравлена или облучена».
Если подозрительные элементы не обнаруживаются, продукты поступают на следующую проверку. В подвале находится еще и кухня, на которой работают шеф-повары из Европы; их труд оплачивается очень высоко, и вне службы эти люди живут в комфортабельных домах со всеми удобствами. В их обязанности входит отрезать по кусочку от каждого продукта, будь то рыба или моллюски, мясо или сыр. Затем, продукты, которые должны подвергаться термической обработке, готовятся. После этой процедуры идет оформление каждого кушанья, которое будет подаваться к столу Саддама. Но прежде, чем диктатор съест хотя бы кусочек, пробу с этих яств должны будут снять дегустаторы Хусейна, отобранные среди легиона заключенных, томящихся в иракских тюрьмах. Это будет последнее, что они съедят в своей жизни.
Под наблюдением членов Аль-Химайя - личной гвардии Саддама - каждый заключенный проглотит кусочек пищи и покажет, что его рот пуст. В течение целого часа «дегустаторы» будут находиться под неусыпным наблюдением охранников, которые должны удостовериться, что заключенные не отравились.
ВЫСТРЕЛЫ НА ЗАВТРАК
После часа ожидания заключенных отведут в лабораторию и возьмут у них анализ крови, чтобы удостовериться, что в ней не повышен уровень радиации. В финальном акте этого гротескного процесса заключенных отводят на задний двор резиденции диктатора и расстреливают.
В архивах Моссад, ЦРУ и европейских разведслужб находятся заключения психиатров, в которых указано, что умственное состояние диктатора соответствует состоянию человека, страдающего маниакальной депрессией на фоне клинического психоза.
Психиатры ЦРУ в своем заключении пишут: «Во время приступов мании «пациент» находится в крайнем возбуждении. Работа мозга ускоряется, речь становится сбивчивой, а, в некоторых случаях, и бессвязной. При наступлении депрессии наблюдается противоположная картина во всех проявлениях мыслительной и эмоциональной деятельности. Он становится чрезвычайно меланхоличен, практически не разговаривает, не принимает пищу. Умственная и речевая деятельность не скоординированы, и «пациент» полностью или частично теряет всякий контакт с действительностью. Именно в этот период он представляет наибольшую опасность».
Психолог Моссада полагает, что «подобный клинический случай подразумевает наличие эмоциональных и психических отклонений, но при этом характер личности не затрагивается, то есть остается неизмененным». И в руках этого «больного» находятся запасы оружия, которые он накапливал в течение последних четырех лет, с того самого момента, как наблюдатели ООН были выдворены из страны. Вполне может быть, что в распоряжении диктатора находятся самые большие в мире запасы химического и бактериологического оружия, разрушающую силу которого уже испытали на себе тысячи иранцев и курдов. А теперь эти бомбы могут посеять панику среди населения любого западного города.
Наблюдателями ООН были обнаружены 4000 килограммов биологических субстанций, полученных иракскими властями от неких европейских компаний. Страшно себе представить какое число бактериологических ракет может быть создано из этого исходного продукта. Кроме того, было обнаружено более 200 уже готовых снарядов с соответствующим наполнением.
Два месяца назад представитель центра международных стратегических исследований в Вашингтоне - Энтони Кордесман (Anthony Cordesman) - подтвердил, что Ирак переоборудовал свои учебные истребители L-29 Delfin чешского производства в непилотируемые самолеты, способные перевозить бактериологическое оружие.
Самыми страшными выглядят сведения из документов, появившихся на прошлой неделе в Вашингтоне: в них содержатся предупреждения о том, что Ирак смог вырастить «большое количество» наполнителей для бактериологического оружия - вирусов оспы, лихорадки Эбола, бубонной и легочной чумы, токсических бактерий и рицина. Подобные сведения лишь еще больше укрепляют уверенность Буша в необходимости уничтожения диктатора, стремящегося войти в мировую историю в качестве одного из самых блестящих стратегов.
Во время ирано-иракской войны я был непосредственным свидетелем поведения Саддама. После решающего танкового сражения в окрестностях Басры, я находился в числе корреспондентов, которых пригласили посетить поле битвы и послушать поздравительную речь «полевого маршала всех родов войск».
Спустя некоторое время, один из моих охранников-сопроводителей подвел меня к Саддаму для представления. Диктатор протянул мне руку, а через своего охранника я спросил, может ли лидер иракского народа сравнить только что разыгранное танковое сражение с баталиями второй мировой войны. Диктатор заявил, что «сегодняшнее сражение было гораздо важнее». «Ни одна из тех битв не определила развязку конца войны. Эта танковая баталия увенчала победой нашу правую битву с врагом».
Помню, что я попросил Саддама дать характеристику Гитлеру (Hitler) как стратегу. Диктатор внимательно посмотрел на меня, усы его начали подрагивать и, вдруг, ухмылка обернулась взрывом хохота. «Гитлер был слишком мягок, - ответил мне Саддам. - Мои враги никогда не смогут сказать этого обо мне».
Сегодня Саддам уже не тот человек, с которым я познакомился много лет назад в окрестностях Басры. Покушения на его жизнь окончательно убедили его в том, что он «Избранный, тот, кто должен стереть с лица Земли израильский народ».
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРИКРЫТИЕ
Дабы обеспечить себе религиозное прикрытие, столь необходимое ему для завоевания сердец исламских экстремистов, он приказал иракским специалистам по генеалогии создать такую ветвь родового древа, которая связывала бы его родственными узами с Фатимой - дочерью пророка Магомета. То же самое, как если бы Буш решил провести свою родословную от Девы Марии.
Иностранные дипломатические источники в Багдаде, с которыми я неоднократно связывался за последние 48 часов, сообщили, что родственная связь с Фатимой, придуманная самим Саддамом, делает из него «прямого потомка Пророка». Он оказывается избран, чтобы объединить весь арабский народ и вести его к невиданным прежде победам.
Сегодня в одном из багдадских музеев люди выстраиваются в очередь, чтобы своими глазами увидеть 600-страничный Коран, написанный кровью самого «отца нации»: Саддам на протяжении трех лет время от времени сдавал литр другой крови на это благое дело.
Сданная им кровь - это символ и другой крови, той, что была пролита по его прямому указанию, крови его врагов.
Этим утром обыденная жизнь пойдет своим чередом в том укрепленном дворце, где он решил провести свою ночь. Очередная женщина, разделившая с ним в эту ночь ложе, исчезнет. Что ожидает ее, так же как и многих других девушек, которых заставили ублажать диктатора, останется тайной. В одиночестве Саддам спустится к своему личному бассейну. Он будет плавать кролем - медленно, но технично - подобные упражнения оказывают благотворное влияние на его позвоночник. Ведь несколько лет назад Саддаму сделали операцию на позвоночном диске. Диктатор плавает без одежды, под присмотром своих охранников. Саддам хромает и на публике делает лишь несколько шагов, чтобы потом остановиться.
После плавания иракский лидер переходит к следующему ритуальному действию: появляется парикмахер, сопровождающий Саддама во всех поездках. В течение 30 минут он будет подравнивать и причесывать усы диктатора и подкрашивать черной краской ему волосы. Химические составляющие этой краски были доставлены из Парижа, а затем проверены на наличие в них вредных веществ. Саддам живет в постоянном страхе, что Моссад или какая-либо иная разведслужба Запада добавит в его краску для волос какое-нибудь химическое вещество, вызывающее нервное расстройство, которое проникнув через волосяной покров приведет к параличу или даже смерти. После посещения парикмахера Саддаму делают маникюр и полируют ногти.
Затем наступает очередь портного. Теперь Саддам носит исключительно полевую форму, но для него шьют специальную обувь с мягкой стелькой, чтобы облегчить приступы начинающегося артрита.
Форма сшита таким образом, чтобы подчеркнуть мускулистое телосложение тирана. Его бицепсы и крепкие ноги - результат скачек на верблюдах, в которых он принимал участие в юношеские годы. Френч скроен таким образом, чтобы скрыть его с каждым днем все больше увеличивающееся брюшко, с которым он так и не смог справиться, несмотря на строгие диеты. Эти достоинства характеризуют мужчину, которого неприятно трогает неряшливость Сахиды - женщины, которая вот уже 40 лет зовется его женой. Она до сих пор продолжает красить волосы дешевой хной, а фигура ее все больше напоминает расплывшиеся формы матроны.
На людях Саддам старается не надевать очки для чтения. Каждый раз, когда он поднимается на трибуну, чтобы выступить перед народом, текст его речи напечатан большими буквами.
Теперь ухоженный Саддам готов к тяжелому трудовому дню, к совещаниям, которые длятся по 12-14 часов. В перерыве между заседаниями диктатор будет по полчаса отдыхать в комнате, расположенной по соседству с его кабинетом. По истечении 30 минут Саддам вновь готов сесть во главе стола. Саддам просматривает приготовленные для него донесения. Ни один из присутствующих не знает, какой из докладов будет выбран для разбора. В некоторых случаях иракский лидер просит предоставить ему полное сообщение для более детального рассмотрения. В случае, если итоговый доклад не будет соответствовать основному документу, составители будут подвергнуты пыткам в застенках иракской инквизиции.
Самые ближайшие соратники Саддама знают, что человека, привыкшего называть себя «Великим Дядей своего народа», необходимо на некоторое время отвести ближе к воде. К какому-нибудь закрытому водопаду, ручейку┘. Вода - это символ процветания и власти на пустынных землях древней Месопотамии. В психологическом досье на Саддама, составленном британской службой разведки М16, значится следующее: «Пребывание вдалеке от любого символа, так или иначе связанного с водой, вызывает у него болезненное, мучительное беспокойство, которой крайне опасно для остальных». Во всех его личных покоях раздается звук водопада, записанный на кассету.
По утверждению Вафика Самараи, Саддам может быть бесконечно обаятельным человеком. Он садится в свое кожаное кресло с высокой спинкой, кладет руки на письменный стол. «Пребывание рядом с ним кажется почти умиротворяющим. Если рассматриваемый вопрос требует особой серьезности (например, позиция Америки или Израиля), он будет слушать очень внимательно и внезапно может стать напряженным. В такой момент крайне важно решить: «Он пытается меня запугать или я могу продолжить доклад?». Совершенная в расчете ошибка может оказаться фатальной.
Склонность к насилию - самая страшная черта его характера. Саддам бесконечное количество часов посвятил просмотру видеозаписей с пытками и убийствами своих врагов. В иракских застенках применяются самые различные пытки: от закапывания живьем в землю до метода, которому Саддам научился у талибов - длинный гвоздь вбивается в ухо несчастного до тех пор, пока не проткнет ему мозг.
Говорят, что в пыточных застенках стоят своеобразные железные саркофаги, их внутренние стенки утыканы шипами, которые впиваются в тело помещенного внутрь несчастного. Удушение или перспектива быть закопанным живьем в пустыне - участь, уготованная для тех, для кого петля виселицы была бы слишком быстрой смертью.
Свое пристрастие к пыткам Саддам передал и сыновьям - Удаю (Uday) и Кусаю (Qusay) - которых каждую неделю возили в тюрьмы Багдада, чтобы у них была возможность стать свидетелями пыток и казней заключенных. Диктатор-отец публично заявил: «Наши дети должны быть сильными, чтобы они смогли пройти по тому сложному пути, на который мы их выводим».
ПЛАЧУЩИЙ ТИРАН
Но Саддама видели и плачущим, когда он выносил приговор одному из своих друзей, родственников или даже двум своим зятьям. В 1979 году, во время партийных чисток в Баасе - партии, которая привела его к власти, Саддам взошел на трибуну и всхлипывал, когда приговаривал к смерти членов партии. Каждый раз, когда охранники уводили под руки одного из приговоренных, по залу заседания раздавались рыдания тирана, звук которых усиливали микрофоны.
Известно, что Саддам сам, лично присутствовал во время проведения казней. В прошлом году ходили слухи, что несколько офицеров его армии помогали восставшим на севере страны курдам. Никаких доказательств против них найдено не было. Офицеров просто вывели из камер во двор. Там их под охраной ждали жены и дети. В центре двора построили эшафот с несколькими виселицами, а из окна за всем происходящем наблюдал бесстрастный Саддам.
Он невозмутимо выслушал мольбы арестованных о том, чтобы хоть их семьям позволили не присутствовать во время казни. Офицеров повесили по очереди, по три человека. После чего их трупы увезли в неизвестном направлении. И лишь тогда Саддам вышел во двор. Рядом с ним находились его сыновья Удай и Кусай. Все втроем они направились к запуганным родственникам казненных.
Саддам протянул руку, погладил по голове детей и ласковым голосом попросил их расти хорошими и верными гражданами своей страны. Женам тиран сказал, что они должны понять - он не мог вынести предательства их мужей. После чего начал плакать. Удай и Кусай бросились поддерживать отца. Все еще плачущего Саддама увели со двора.
Той ночью во дворце, где он решил заночевать по телевизору показывали не только каналы подконтрольного ему иракского телевидения, но и CNN. Но самый важный канал для Саддама - Discovery Channel, потому что по нему показывают документальные фильмы о второй мировой войне и войне в Персидском заливе. «Его завораживала тактика тех сражений», - говорит бывший глава разведслужбы Ирака Вафик Самараи.
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ
Позднее, когда стемнеет, он снова будет смотреть свои излюбленные фильмы. Саддам - рьяный поклонник двух кинолент: одна из них - «Шакал», другая - «Крестный отец». Самараи не единственный, кто утверждает, что Саддам видит в себе самом крестного отца иракского народа. В «Шакале» Фредерика Форсайта (Frederick Forsyth) рассказывается история наемного убийцы, которому практически удалось убрать Шарля де Голля (Charles de Gaulle), но на самом деле Саддам Хусейн боится, что Немезида придет и к нему. Пуля убийцы уже попала в члена его семьи: в 1996 году Кусай получил восемь пулевых ранений, после чего его тело было парализовано ниже пояса.
У наемных убийц были связи с семьей одного из офицеров иракской армии. Патриарху этой семьи - генералу Омару аль-Хакза (Omar al-Haxza) - вырвали язык, когда он отказался говорить. После чего генерала и его сына медленно душили фортепьянными струнами. Согласно одному из донесений агентов ЦРУ, Саддам был свидетелем всех этих пыток и казни.
Этой ночью, как и всегда, Саддам покинет дворец, в котором решил переночевать, сядет на заднее сидение своего «Мерседеса» и будет наблюдать за миром из окна, прикрытого занавесками.
Вся его охрана одета в форму темно-зеленого цвета, черные береты и сапоги красно-коричневой кожи, застегивающиеся на молнию. Многие носят усы а-ля Саддам. Это отличительный знак их положения, который объясняется чисто практическими соображениями. В случае покушения на Большого Дядю, их могут принять за диктатора. Точно так же, как и личная охрана президента Буша, члены Аль-Химайя поклялись отдать свои жизни за Саддама.
Гордон Томас - журналист и писатель, составил это описание Саддама на основании сведений Моссад, ЦРУ и британской службы разведки М16