Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Осада Калининграда

Обеим сторонам необходимо выработать долговременную стратегию с целью предотвращения изоляции России после расширения Европейского Союза

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос о Калининграде напрямую связан с тем, какого рода отношения желают иметь Европейский Союз и Россия после расширения союза. "Этот компромисс не будет легким, потому что стороны совершенно по-разному смотрят на проблему Калининграда, - сказал один восточноевропейский дипломат. - Для России это вопрос территориальной целостности. Для Брюсселя это вопрос безопасности границ. Обе стороны используют этот анклав в политическом футболе".

17 сентября 2002 года. Контрольно-пропускной пункт (КПП) Багратионовск-Безледы (Bezledy) на российско-польской границе типичен для многих границ, разделяющих Восточную Европу. Сооружения на этом КПП давно обветшали. Российские таможенники и пограничники с трудом справляются с мощным потоком путешественников, торговцев и контрабандистов. Очереди автотранспорта длинные, но стояния в них можно избежать, дав взятку в сумме 10 долл. США. Этот КПП отличается от остальных тем, что находится в Калининградской области, небольшой российской провинции с населением 960000 человек, которая зажата между Польшей, Литвой и Балтийским морем. Перед расширением Европейского Союза (ЕС) статус Калининграда стал предметом отвратительного политического спора между Брюсселем и Москвой.

В центре этого спора стоят безвизовые поездки российских граждан. На долю Европейской комиссии выпало выдвинуть в среду "спасающий лицо" компромисс до того, как ЕС примет в свой состав новых членов. Но вопрос упирается не только в визы. Вопрос о Калининграде напрямую связан с тем, какого рода отношения желают иметь ЕС и Россия после расширения союза. "Этот компромисс не будет легким, потому что стороны совершенно по-разному смотрят на проблему Калининграда, - сказал один восточноевропейский дипломат. - Для России это вопрос территориальной целостности. Для Брюсселя это вопрос безопасности границ. Обе стороны используют этот анклав в политическом футболе".

Россия опасается, что Польша и Литва после расширения ЕС ужесточат пограничный режим и потребуют от россиян, желающих попасть в Калининград из других регионов России, получения разрешения на въезд. Жители Калининградской области, однако, хотят, чтобы Брюссель предоставил им особый статус, который позволит им и дальше заниматься мелкой, но процветающей торговлей в приграничной зоне Польши и Литвы. Москва активно сопротивляется по обоим пунктам.

Специальный представитель президента России в этом анклаве и главный переговорщик с Брюсселем Дмитрий Рогозин рассматривает вопрос о Калининграде как принципиальный для Москвы. Он заявляет, что любая попытка ввести визовый режим для россиян, путешествующих по своей земле, противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку нарушает принцип свободы передвижения для своих граждан. Западные дипломаты отмечают, что реальной заботой г-на Рогозина является будущее Российской Федерации, а не конституционные права ее граждан. "Реальные опасения Рогозина связаны с тем, что, если ЕС дарует особые привилегии жителям Калининградской области или если будет введен визовый режим для всех россиян, это может постепенно подорвать территориальную целостность Российской Федерации", - говорит один дипломат в Москве.

В этом споре имеется и историческая составляющая. "После развала Советского Союза Калининград (ранее бывший немецким и именовавшийся Кенигсбергом) остался последним клочком немецкой территории, захваченным в 1945 году и удерживаемым Москвой до сего времени, - говорит этот дипломат. - Вот почему Калининград является очень важным символом".

Европейцы смотрят на Калининград иначе. Их главной заботой являются надежные границы. Накануне расширения ЕС и после нападений на Америку 11 сентября правительства стран ЕС все сильнее беспокоятся по поводу улучшения пограничного контроля, повышения безопасности границ и более скоординированных мер по борьбе с нелегальной иммиграцией, а также с контрабандой наркотиков и "живого товара". Вот почему Брюссель настаивает, чтобы страны-кандидаты еще до вступления в ЕС сделали все возможное для ужесточения пограничного контроля на своих границах с Россией, Белоруссией и Украиной.

Поскольку три вышепоименованные страны не являются членами ЕС, их гражданам потребуются визы для въезда или транзитного проезда через Литву и Польшу. В силу необходимости Варшава и Вильнюс ввели взаимный визовый режим. Если они хотят присоединиться к Шенгенскому соглашению, которое отменило пограничный контроль на внутренних границах для граждан большинства стран ЕС, их восточные границы должны быть сделаны более безопасными.

Однако литовцы и поляки опасаются, что Европейская комиссия и некоторые государства - члены ЕС могут попытаться заключить у них за спиной сделку, которая даст особый статус россиянам, путешествующим из других регионов России в Калининград и обратно. Действительно, для г-на Рогозина предпочтительно, чтобы россияне, путешествующие между Калининградом и остальной частью России по железной дороге и на автобусах, где может осуществляться строгий контроль за пассажирами, получили возможность безвизового транзита. До недавних пор Европейская комиссии отвергала эту идею, заявляя, что она несовместима с положениями Шенгенского соглашения и с правилами ЕС.

Однако Брюссель и Москва, возможно, придут к компромиссу. Дипломаты из ЕС говорят, что Москва пытается обхаживать Европейскую комиссию и государства - члены ЕС, используя новую стратегию. В этом месяце г-н Рогозин сообщил, что до конца текущего года Россия, наконец, будет готова начать переговоры о возвращении в страну тех граждан, которые нелегально переехали из России в страны - члены ЕС, и обсудить вопросы обеспечения правопорядка и пограничного контроля. Он заявляет, что эти проблемы могут быть увязаны с долгосрочной целью безвизовых поездок для россиян и граждан стран ЕС. На промежуточном этапе он предлагает, чтобы у россиян, имеющих действующие заграничные паспорта, не требовали виз при транзите через Литву в Калининград и обратно. Литовские власти, со своей стороны, будут иметь возможность знакомиться со списками пассажиров поездов и даже сопровождать специальные железнодорожные составы.

Литва, поддержанная Польшей и некоторым государствами - членами ЕС, скептически относится к предлагаемому решению в форме "запломбированных поездов" и к более долгосрочной перспективе безвизовых поездок. Вильнюс считает, что это может подорвать его шансы на присоединение к Шенгенскому соглашению. Он также думает, что безвизовая система транзита мало чем поможет укреплению безопасности границ, если только Россия не приложит больше усилий к тому, чтобы повысить безопасность на собственных границах. В самом деле, генеральный консул Польши в Калининграде Ярослав Чубинский (Jaroslav Chubinski) и его литовские коллеги с горечью жалуются на то, что с российской стороны почти не наблюдается взаимности. "Мы делаем все, что в наших силах, чтобы модернизировать наши границы, чтобы стать более гибкими в том, что касается выдачи виз, чтобы сделать визы более дешевыми и легкими в получении, но Москва продолжает тормозить эти вопросы", - говорит г-н Чубинский.

Европейская комиссия, однако, может закрыть вопрос о визах, введя "транзитный документ" для лиц, часто путешествующих между Калининградом и собственно Россией. "Здесь ставкой являются российская гордость и суверенитет, равно как наши собственные Шенгенские правила и обязательства, связанные с расширением ЕС, - говорит посол одной страны - члена ЕС. - Но есть и еще кое-что. Спор из-за Калининграда в действительности отражает тот факт, что Россия начинает задумываться над последствиями расширения ЕС и влиянием этого события на ее собственную безопасность. Этот спор показывает, что обеим сторонам необходимо выработать долговременную стратегию с целью предотвращения изоляции России после расширения Европейского Союза".