Может ли Россия установить более тесные политические и экономические связи с Западом, одновременно отказывая в предоставлении равных прав религиозным меньшинствам? Похоже, что ответ будет звучать "да".
Следуя сценарию, который не нашел бы восприятия в мире до событий 11 сентября прошлого года, Кремль с пренебрежением относится к двум крупнейшим мировым религиям, однако в ответ слышит лишь слабые протесты Вашингтона.
Вероятно, будучи поощренными отсутствием иностранного давления, российские официальные лица усилили свой нажим на духовенство римско-католической церкви. Как раз на прошлой неделе они изгнали из страны двух приходских священников, доведя количество высланных начиная с апреля католических священников до пяти - несмотря на личное обращение Папы Иоанна Павла II к президенту Владимиру Путину.
В конце августа Россия отказала главному буддисту мира Далай Ламе в посещении традиционно буддийских регионов - и произошло это скорее всего из-за давления со стороны Китая, который рассматривает тибетского лидера только как политическую фигуру.
Вежливое наступление, осуществляемое г-ном Путиным на Ватикан в течение первых двух лет своего пребывания у власти, кажется уже далеким прошлым - как и надежда Папы посетить когда-либо Россию. В мае, через несколько недель после того, как служащие московского аэропорта запретили католическому епископу вернуться в его епархию в Восточной Сибири без предоставления каких-либо официальных объяснений, Папа написал лично г-ну Путину. Однако ответ российского президента, пришедший три месяца спустя, не дал никаких оснований надеяться на положительный исход, как сообщил недавно официальный представитель Ватикана Новостной службе Кестоновского Института, организации, следящей за соблюдением религиозных прав.
Через несколько недель после высылки епископа в Россию приехал президент Буш (Bush), а советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила журналистам, что у него появился "шанс лично засвидетельствовать наличие права на свободу вероисповедания, которое в настоящее время процветает в России".
Должно быть, московские сторонники жесткой линии были подбодрены ее словами: в августе они отозвали уже выданное Далай Ламе разрешение на посещение страны.
Г-н Путин, должно быть, решил, что его сотрудничество в войне, ведущейся Соединенными Штатами с исламскими террористами, дает России больше свободы в подавлении религиозных меньшинств, чем она имела когда-либо после распада Советского Союза. Он ускоряет процессы, начавшиеся в 1994 году, когда российские регионы стали принимать местные законы, ограничивающие миссионерскую деятельность. В 1997 году Борис Ельцин подписал закон, недвусмысленно лишающий свободы слова религиозные организации, образованные после начала реформ в конце 1980-х годов - ущемив таким образом их права по сравнению с теми церковными институтами, которые ранее сотрудничали с советским режимом. Нормы этого закона до настоящего времени применялись не очень строго, главным образом из-за давления Запада. Однако сейчас давление, судя по всему, испарилось.
Президент России не является простым инструментом в руках реакционеров. Он доказал свое стремление не обращать на них внимание и доказал свою поддержку реформ, например, приватизацию земли. В религиозной политике г-н Путин, который придерживается имиджа верующего православного христианина, держит на расстоянии вытянутой руки тех, кто хочет заменить марксизм ультранационалистической формой православного христианства в качестве обязательной государственной идеологии.
Однако г-н Путин, несомненно, испытывающий влияние полученной в КГБ подготовки, инстинктивно враждебно относится к по настоящему независимой религиозной деятельности. В православии, так же, как в буддизме и в баптизме, он отдает предпочтение тем лидерам, которое могут легко контролироваться Москвой.
Новая волна репрессий исходит не столько от прислуживающего власти патриарха Алексия, сколько от мирских членов путинского окружения. Для точности необходимо отметить, что верующие всех вероисповеданий имеют гораздо большую свободу, чем при советском режиме, который без сомнений арестовывал своих граждан только за то, что они собирали группы по изучению христианства у себя дома. Сейчас такие частные собрания могут проводиться спокойно, без опасения ответных мер. Однако проповедовать перед публикой - это другое. Религиозные группы, не имеющие хороших политических связей, такие как решительно настроенные на независимость баптисты-инициативники, все чаще и чаще становятся жертвами милицейского произвола даже за простое распространение своих религиозных материалов.
По оценкам Новостной службы Кестоновского Института российские чиновники отказали в визах 19-ти западным миссионерам-протестантам, преимущественно американцам, и в большинстве случаев без объяснений. Один из них, американец Джефф Вуллман (Jeff Wollman), сказал Новостной службе, что "самое трудное - это не знать, почему" ему и его семье месяц назад было отказано в разрешении вернуться - после поездки за границу - в свой дом и приход в Костроме. Он говорит, у них были прекрасные отношения с местными чиновниками и с двумя священниками российской Православной церкви.
Дисциплинированный г-н Путин гораздо больше, чем г-н Ельцин, склонен говорить людям то, что они хотят услышать. Недавно он объявил: "Мы не должны говорить верующим, что им следует делать, кого выбирать, и как создавать свои общины". Однако это тот же самый г-н Путин, который через несколько дней после вступления в должность президента подписал указ, который объявлял иностранных миссионеров угрозой национальной безопасности России.
Если мы, западники, хотим помочь России стать по настоящему свободной, мы должны дать понять, что мы будем судить Кремль не только по обнадеживающим словам, но и по делам.