Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ущелье разбойников и боевиков, главари которых сидят в Тбилиси

В Панкиси жители боятся не чеченских боевиков, а местных бандитов и полицию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сотрудники спецслужб Грузии не останавливаются перед похищением людей. Пять месяцев назад грузинский тележурнал «60 минут» транслировал передачу, снятую скрытой камерой: «Мы показали, как генерал Тзителашвили - высокопоставленный офицер Министерства обороны - встречался с одним из преступников из Панкисского ущелья, - говорит ведущий, - чтобы договориться о похищении человека. В качестве своего главаря он назвал начальника военной контрразведки»

День для Валерия Замхарадзе закончился, не успев по-настоящему и начаться. Предприниматель, занимающийся предоставлением транспортных услуг, вышел из своего дома в провинциальном городке Ахмети в четыре часа утра, чтобы перегнать фуру в столицу Тбилиси. Но уже в соседней деревне путь ему перекрыл джип.

Замхарадзе - крепкий мужчина с загоревшим лицом. В волосах седина, хотя ему всего 44 года. Несмотря на затяжной экономический кризис в Грузии, он, имея три фуры, и работая не покладая рук, смог добиться скромного достатка. Он вспоминает: «Мою машину окружили пять мужчин в масках с «Калашниковыми». Они ничего не сказали, завязали глаза и надели наручники, - потребовали за освобождение Замхарадзе 15 000 долларов. - Ты или заплатишь или мы отрежем тебе уши, пальцы и язык».

Похищение Замхарадзе, случившееся 1 декабря 2000 года, всего лишь последнее в ряду подобных явлений в Грузии, которые не обошли стороной и солнечную Кахетию, где выращивается виноград. Она находится в 200 километрах северо-восточнее от Тбилиси. Полгода до этого был похищен директор асфальтового завода из соседней деревни Матан. Похитители освободили его через пять месяцев, после того, как его семья собрала несколько тысяч долларов для выкупа.

Сын Замхарадзе Михаил вовсе не собирался платить. У него не было сомнений, куда могли увезти его отца похитители. В близлежащее Панкисское ущелье. Его соседи тоже в этом не сомневались. Несколько сот жителей Ахмети, взяв охотничьи ружья и пистолеты, перекрыли единственный выход из узкого, протянувшегося на несколько десятков километров ущелья с покрытыми лесами склонами. Они сказали старостам деревень, что снимут блокаду только тогда, когда они добьются от похитителей освобождения Замхарадзе.

До того времени, пока в Панкиси в августе не появились грузинские солдаты и полицейские в сопровождении эффективной телевизионной пропаганды, представителей государства в ущелье практически не было. И это имеет свою историю. В ущелье проживают кистинцы - 7 000 потомков чеченцев, которые в начале 19-го столетия бежали во время захватнической кампании России на Кавказе и перенявшие с той поры имена и обычаи грузин. Когда в 1999 году Москва начала в Чечне новую военную кампанию, тысячи мирных граждан бежали к своим дальним родственникам. В Панкиси пришли сотни боевиков с женами, детьми и стариками. Они использовали семнадцать деревень, находящихся в ущелье, для отдыха, лечения раненых и организации тылового обеспечения боевых действий против Москвы. Но Панкиси было не только цитаделью боевиков, которые воровали у крестьян соседних деревень овец и коров. Район, в котором фактически не действуют никакие законы, используют в качестве убежища торговцы наркотиками и оружием, как и те люди, которые похитили Валерия Замхарадзе.

Через пять дней после того, как жители Ахмети перекрыли выход из ущелья, похитители пошли на попятный и оставили ночью предпринимателя на мосту. «У них не было выбора, - говорит Замхарадзе. - Из-за похитителей в Панкиси страдали все люди, они не могли попасть на рынок в Ахмети». Освобождение отец и сын отметили, выпив немало грузинского вина.

По сравнению с другими похищенными Валерию Замхарадзе еще повезло. Двух испанских предпринимателей, оказавшихся в качестве заложников в Панкиси, освободили только через год, в начале декабря 2001 года. Одного ливанского предпринимателя, похищенного в Тбилиси 7 июня 2001 года, держали привязанным в кровати с завязанными глазами в течение трех месяцев.

Преступники, использующие Панкиси в качестве своей базы, зарабатывают немало денег не только на заложниках. В Ахмети до недавнего времени вооруженные люди открыто продавали наркотики и оружие прямо в центре города. В начале 2002 года жители посчитали, что это уж слишком. Полковник Советской Армии в отставке Мириан Тсискаришвили вышел с тысячами других жителей к зданию районной администрации с протестом против «болезни Панкиси». «Мы протестовали, не против боевиков, - объясняет Тсискаришвили, - а, прежде всего, против своих соотечественников и полицейских». Почему - это разъясняет мэр Ахмети Сакро Кинкладзе. «Воровство скота - однозначно идет на счет боевиков. Но похищения, торговля оружием и наркотиками начались еще в 1996 году, за три года до появления чеченцев».

Начальник полиции Ахметинского района Артандил Туркишвили говорит: «девять десятых преступников - это местные грузины, осетинцы и кистинцы. Чеченцы, и это совершенно очевидно, в моем районе не являются причиной преступности». Этот вывод - единственное, в чем сходятся начальник полиции и мэр. Дело в том, что преступники могут, согласно Кинкладзе, спокойно действовать, прежде всего, потому, что «в организации похищений, торговли наркотиками и оружием участвуют военнослужащие и сотрудники спецслужб».

Это подтверждается конкретными фактами. Так, в середине июня на самой крупной военной базе Грузии Вазиани под Тбилиси были арестованы два майора по обвинению в краже противотанковых гранат и радиостанций. Одновременно был арестован майор Симон Мчелидзе из спецслужбы. В его джипе нашли новейшие противотанковые ракеты и другое оружие российского производства.

Сотрудники спецслужб не останавливаются и перед похищением людей. Пять месяцев назад грузинский тележурнал «60 минут» транслировал передачу, снятую скрытой камерой: «Мы показали, как генерал Тзителашвили - высокопоставленный офицер Министерства обороны - встречался с одним из преступников из Панкисского ущелья, - говорит ведущий Акакий Гогихайшвили. - чтобы договориться о похищении человека. В качестве своего главаря он назвал начальника военной контрразведки».

Как считает мэр Кинкладзе, и в Ахмети, в его городе, в преступлениях участвуют стражи порядка. «Преступники, которые открыто продавали наркотики и оружие, чувствовали себя настолько уверенно, что даже никогда не утруждали себя тем, чтобы прятать автоматы и гранатометы в своих машинах». Не один год он напрасно добивался от полиции и спецслужб ареста преступников.

Станет ли в Кахетии после ввода сил безопасности и, якобы, отхода чеченских боевиков меньше преступлений - вопрос остается открытым. В конце января министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили после нашумевших протестов уже обещал «прямо на следующий день подвергнуть реорганизации структуру всей местной полиции». Министр безопасности Валерий Хабурдзаниа подчеркнул, разговаривая с корреспондентом "FR", что со времени протестов «открытая торговля наркотиками и оружием на улицах исчезла, что туда вернулась государственная власть». Но, как считают жители Ахмети, изменения носят лишь косметический характер. Новый начальник полиции Артандил Туркиашвили признается, что до сих пор в отношении коррумпированных полицейских не открыто ни одного дела.

Недавнее событие тоже оставляет грязное пятно на авторитете полиции. Один из преступников из Панкиси выступил в Тбилиси в тележурнале «60 минут» и заявил при этом, что он готов в обмен на облегчение наказания назвать генеральному прокурору похитителей четырех грузинских монахов. В мае, еще до того, как были названы имена, преступник и два неповинных человека были расстреляны сотрудниками полиции.

«Наша полиция, очевидно, была не заинтересована, чтобы имена похитителей стали известными», - говорит организатор митинга протеста Тсискарашвили.