Александр Лукашенко, авторитарный правитель Белоруссии, не знает страха. Смело объявляет себя «самым безупречным с моральной точки зрения президентом в мире», он-де никогда не брал то, что не принадлежит ему, так как является «настолько верующим человеком», что трудно даже представить. Но по отношению к тем, кто в этом сомневается, как это делает оппозиционная газета «Народная воля», Лукашенко выступает, словно, прокурор. Он обвиняет их в воровстве и угрожает судебным преследованием, заметно раздраженный неудобным вопросом о непрозрачных финансовых источниках непрозрачного «президентского фонда».
Два дня назад, во время одного разработанного до последней детали телевизионного шоу в Минске, он выложил целую палитру своих способностей. Инсценировка служила, наряду с возможностью показать себя, прежде всего, тому, чтобы обрисовать плачевное состояние процесса объединения, крестным отцом которого он стал в 1997 году вместе с тогдашним российским президентом Борисом Ельциным.
Процесс находится, как признал Лукашенко, «в тупике». Виноват в этом - нет, не российский президент Владимир Путин - кремлевская администрация. Ее сотрудники, якобы, всего лишь подсунули своему шефу во время встречи с белорусским коллегой в Москве не ту бумажку, в ней были заложены неприемлемые по определению предложения.
Не может быть вопроса, по его словам, ни о присоединении к России, ни об объединении по образцу Европейского союза. В силе остается договор, который он заключил с Ельциным. Если Россия хочет его отбросить, пожалуйста, но без него Лукашенко.
О возможных неприятных экономических опасностях, которые мог бы вызвать его конфронтационный курс, Лукашенко знать ничего не хотел. Вместо этого он впервые выставил очень детальный ответный счет на те преимущества, которыми его страна пользуется, получая российские энергоносители по внутренним ценам. Прекращение их поставок могло бы привести Белоруссию к банкротству, в этом едины все экономические эксперты. Лукашенко видит все иначе. Так, по его словам, в Ганцевичах сдана в эксплуатацию суперсовременная радиолокационная станция, «которая может засекать старт любой ракеты, полет любого объекта над Атлантикой». В Витебске находится радиостанция, которая обеспечивает связь между российскими подводными лодками, выполняющими задачи стратегического характера, со штабом в России. За оба объекта Россия платит «нуль».
Ежегодно через Беларусь проходит по льготным тарифам 200 миллионов тонн транзитных грузов, Белоруссия обеспечивает к тому же в одиночку западную границу, включая таможенное обслуживание. И наконец, если бы его страна подняла стоимость транзита газа и нефти до мировых рыночных тарифов, тогда доходы можно было бы легко поднять до миллиарда долларов, утверждал мастер по подсчетам в попытке предстать равноправным партнером России.
С этой Россией он, не допуская никакого сомнения, и хочет объединиться. Даже тогда, когда этот путь, как показывают опросы, выбирает меньшинство населения: десять процентов. Это неправильная цифра, поспешил ответить белорусский глава государства на соответствующий вопрос корреспондента газеты "Die Welt". «Вы снова зря заплатили тем людям, которые организуют эти социологические опросы». Было бы правильнее, по его словам, считать, что его курс на сближение с Россией поддерживает 80 процентов населения.
Лукашенко вообще неоднократно подчеркивал «плохую информированность» иностранных журналистов. Разумеется, наблюдателей ОБСЕ аккредитации никто не лишал. Ее лишь не продлили после истечения срока действия.
И уж совсем грубо Лукашенко обошелся с корреспондентом газеты "Handelsblatt", который высказал предположение о взаимосвязи «исчезновения» многих политиков с президентской администрацией в Минске. «Я думаю, после этого вопроса Вы будете представлять определенный интерес для наших правозащитных органов», - откровенно пригрозил диктатор. Вообще-то люди бесследно исчезают по всему миру, в том числе и в Белоруссии, в стране, где люди «спокойно живут и смотрят в будущее».