Фамилия Джулии (Julia) теперь - Гринберг (Greenberg), и живет она со своей семьей в укромном районе Манхэттена Ист-Сайд в двухкомнатной квартире. «Мы ее делили с другой семьей, - вспоминает она. - Не было электричества, туалета и лишь в какой-то из дней давали немного холодной воды». Туберкулез, тиф и другие болезни вырывают из семей в нищих кварталах детей, треть из них умирает, не прожив и одного дня. В то же самое время высшее общество Нью-Йорка устраивает праздники, во время которых курят сигары, свернутые из стодолларовых купюр, а Джон Дэвисон Рокфеллер (John Davison Rockfeller) становится первым в мире миллиардером.
Ежегодно умирают 30 000 человек
Индустриализация породила пролетариат, которого страна первооткрывателей, поселенцев и крестьян до сих не знала. На фабриках, в шахтах и на сахарорафинадных заводах трудятся 37 миллионов рабочих. Многие из них - женщины и дети. 95 процентов рабочих не знает, что такое профсоюз. Отсутствуют законы, запрещающие детский труд, не установлена минимальная заработная плата, никакого социального страхования и никакой компенсации за несчастные случаи на производстве, хотя по их числу, более 30 000 в год, Америка занимает первое место в мире среди индустриальных стран. Рабочим нелегко бороться с несправедливостью. В отличие от Европы, трудовые коллективы здесь - это подобное мозаике объединение людей, разделенных между собой языком, религией, расой или происхождением.
Работодателям очень легко натравливать различные группы друг на друга. На многих предприятиях трудовым договором запрещается вступать в профсоюзы. Такие крупные предприниматели, как Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), задействуют частных детективов, которые шпионят среди членов трудового коллектива, устанавливают вожаков и выдают сведения о готовящихся выступлениях рабочих. В качестве штрейкбрехеров используются вновь прибывшие переселенцы. Генри Клей Фрик (Henry Clay Frick) - ближайший партнер Карнеги - один год нанимает венгров, чтобы прекратить забастовку, в следующем году он вынужден вербовать итальянцев, так как теперь прекратили работать венгры. «Хотя иммигранты пока не так уж и образованы, практически не умеют ни читать, ни писать, - жалуется он, - но учатся они слишком быстро».
В 1913 году на юге Колорадо дело доходит до самых кровавых в истории рабочего движения США боев. Рабочие 24-х рудников Рокфеллера объявили забастовку из-за низкой зарплаты и высокого уровня смертности. После этого Рокфеллер, который в 14 лет и сам был участником забастовки рабочих, заставляет своих рабочих освободить заводское жилье. Более 1 200 мужчин, женщин и детей пакуют свои соломенные матрацы и кухонную посуду на тачки и конные повозки. Они съезжают под проливным дождем. В грязи они кое-как разбивают палаточный городок.
Рокфеллер нанимает 300 стрелков и приказывает вывести на позиции пулеметы и бронированные машины. Они должны прикрывать штрейкбрехеров. Дело доходит до перестрелки, в ходе которой погибли многие рабочие. После этого губернатор посылает солдат национальной гвардии, которые сначала берут сторону горняков, поскольку использовать штрейкбрехеров запрещено законом. Но вскоре правительство оказывается не в состоянии выплачивать денежное содержание солдатам. Наместник Рокфеллера посылает своему боссу в Нью-Йорк телеграмму с эйфорическим рождественским текстом: «Нам удалось обеспечить сотрудничество со всеми банками города. Они три-четыре раза беседовали с нашим маленьким ковбоем-губернатором».
Банки блокируют губернатору счета. Наконец, он уступает давлению, и Рокфеллер выплачивает солдатам денежное содержание. Теперь военные не прогоняют с рудников незаконно работающих штрейкбрехеров, наоборот, сопровождают их, когда те отправляются на работу. В бессильной ярости рабочие отступают. Против хорошо вооруженной силы у них нет никаких шансов. Убит 21 человек, среди них две женщины и одиннадцать детей. Их вожака арестовывают, пытают и трижды стреляют в спину. Профсоюз рудника объявляет себя банкротом, таким образом забастовка терпит неудачу.
Миф об Америке обещает шанс каждому
Но поток людей в страну не идет на убыль. Условия жизни в Старом Свете не лучше, в большинстве стран даже хуже. К этому надо добавить, что классовые различия в Европе, установились, кажется, навечно. Миф об Америке обещает каждому, по меньшей мере, шанс. Легенду о мойщике посуды, который стал миллионером, большинство пассажиров пароходов с переселенцами на борту уже однажды слышало. Кто ничего не добьется, виноват сам. Примеров тому, что американская мечта реальна, существует достаточно: стальной магнат Эндрю Карнеги начинал телеграфистом, Кинг Кэмп Жилетт (King Camp Gilette) изобрел лезвие для бритья, когда ездил по стране будучи мелким коммивояжером. Джон Рокфеллер в начале своей карьеры работал бухгалтером.
Появляется современная реклама
Экономический подъем США приводит к тому, что на исходе 19-го столетия в Новом Свете возникает новый класс. Он образованнее, чем пролетариат, менее зависит от обстоятельств, чем крестьяне и, в отличие от буржуазии, задумывается не о увеличении богатства и власти, а об удовольствиях и времяпрепровождении. «В 90-е годы 19-го столетия начинается трансформация Америки в общество, которое занято преимущественно потреблением, погоней за комфортом и благополучием, которое стремится роскошно жить и тратить деньги, пишет американский историк Уильям Лич (William Leach). Счастье, казалось, можно было приобрести за деньги. Это период рождения капиталистического общества потребления, общества, которое первоначально считает себя альтернативой консервативным ценностям переселенцев-протестантов, а затем бурно развивает свою собственную культуру - "American way of life".
Набирающая силу индустриализация переполняет страну потребительскими товарами. В городах, таких, как Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия и Чикаго, открывают двери первые универмаги, которые вскоре превратились по всей стране во внушительные, напоминающие церкви храмы потребления. Они выставляют свои товары в больших витринах, буквально притягивающих к себе прохожих. Они находят потребителей в лице детей и создают первые отделы по продаже игрушек. Постоянным покупателям они облегчают процесс приобретения товаров, вводя кредитные карточки и систему оплаты покупок в кредит.
Массовое производство требует массового спроса. Для того, чтобы стимулировать его, экономика прибегает к мощи рекламы. До 1880 года себя рекламировали только цирки и владельцы аттракционов, не более того. В газетах и в некоторых журналах рекламы все равно, что не было. Положение дел резко меняется, крупные нефтяные и продовольственные концерны создают рекламный бюджет, и расходы на проведение рекламных кампаний в период 1880-1910 годов возрастают с 30 миллионов до 600 миллионов долларов, что составляет почти 4% национального дохода. Неожиданно по всей стране появляется реклама бритвенных приборов «Жилетт», фотоаппаратов «Кодак», зубной пасты «Колгейт», жевательной резинки «Вригли», Кока-Колы, пива «Будвайзер».
На переломе веков «крупные концерны доминируют не только в экономике страны, они превратились во властелинов общественной жизни», - делает в 1990 году наблюдение экономист Торстейн Веблен (Thorstein Veblen). А Джон Уонамейкер (John Wanamarker) - владелец крупнейших универмагов в Нью-Йорке и Филадельфии - хвастается: «У нас был ледниковый период, каменный век, а это - эпоха крупных магазинов».
Почти ежедневно появляются сообщения о новых технических достижениях. Около 1870 года на американском рынке появляются первые овощные консервы, вскоре после этого один печатник продает свои права на первую пишущую машинку оружейному магнату Ремингтону. «Кодак» впервые выпускает камеру с катушечной пленкой, шотландский переселенец Грэм Белл (Graham Bell) изобретает телефон, Томас Эдисон (Thomas Edison) - фонограф и лампу накаливания. Многочисленные изобретения улучшают повседневную жизнь американцев, делают их молодую промышленность конкурентоспособной на мировом рынке и создают фундамент веры в технический прогресс, которая остается непоколебимой до сегодняшнего дня. Если американцы не могут изобрести что-то сами, тогда они адаптируют идеи Старого Света и улучшают их. Как в Детройте, где несколько эксцентричный сын одного ирландского крестьянина собирает свой первый автомобиль.
Мечта об автомобиле для каждого
Генри Форд вырос в бедности и после восьмилетней учебы был вынужден уйти из школы в своей родной деревне. Но его одолевает одна идея. Он хочет наладить массовое производство автомобилей. Инженер круглые сутки работает с несколькими коллегами над своим проектом. Часами он сидит в маленьком гараже, балансируя на качающемся стуле, периодически вскакивает, чтобы неразборчиво набросать на доске новую идею. Форд и его люди кропотливо работают до тех пор, пока им не удается поставить модель на конвейер. Всего лишь за шесть лет годовое производство в сборочных цехах возрастает с 32 000 штук в 1910 году до 734 000 автомобилей. Одновременно цена на них снижается почти наполовину. Каждый второй проданный автомобиль в Америке - автомобиль марки «Форд».
США заставляют считаться с собой весь мир
В январе 1914 года неутомимый промышленник предпринимает нечто неслыханное. Форд вдвое увеличивает заработную плату своим рабочим: до пяти долларов в день. "Wall Street Journal" вскипает, называет заработную плату аморальной и обвиняет Форда в смертном капиталистическом грехе: «использовании христианских принципов там, где им не место». Но и в этом случае провидец опережает на один шаг конкурентов. Зарплата его рабочих растет, одновременно формируется новый отряд потребителей, насчитывающий сотни тысяч человек. Теперь позволить себе машину «Форд» могут даже его рабочие, а вместе с ними миллионы других американцев. К ним относятся и Гринберги, которые становятся гордыми обладателями автомобиля.
Мать Джулии выучила на вечерних курсах английский язык, отец дослужился до должности старшего рабочего. Джулия и ее брат закончили школу и нашли работу. «Через тринадцать лет после нашего прибытия мы накопили достаточно денег, чтобы купить в Огайо дом и магазин, вслед за которыми были приобретены другие магазины», - говорит она. Гринбергам удалось добиться своего, как и всей стране.
Мировая экономическая держава
Америка превратилась в мировую экономическую державу, ее валовой национальный продукт равен валовому продукту всех других индустриальных стран вместе взятых. Теперь страна заставляет считаться с собой и за своими пределами, начинает выдвигать имперские претензии. В апреле 1898 года США объявляют войну Испании в знак протеста против жестокого угнетения кубинцев. Это будет кровавая военная кампания, которая сделает национальным героем заместителя морского министра Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt). Он снискал легендарную славу еще будучи начальником полиции Нью-Йорка: Рузвельт вступил в конфликт с коррумпированной Демократической партией, выгнал из-за взяточничества 200 полицейских, ночью сам отправлялся патрулировать темные кварталы города. В период кубинской войны будущий президент командует отрядом из ковбоев и авантюристов численностью 1 000 человек. Рузвельт лично убивает одного испанца. «Он осел, как кролик», - записывает позднее Рузвельт.
Америка освобождает кубинский остров и одновременно сама становится колониальной державой, захватывая Филиппины, принадлежащие Испании. Тамошнее освободительное движение США подавляют столь же жестоко, как это делали и их предшественники.
В последующие годы США совершают агрессию, среди прочего, в отношении Гаити, Мексики, Доминиканской Республики, Никарагуа, еще раз в отношении Кубы. Мотивы новой великодержавной политики многогранны и иногда противоречивы. В одном случае речь идет о защите экономических интересов и новых рынков для американской продукции. Одновременно играют роль представления американцев о своей миссионерской роли. Свои представления о мире, свободе, правах человека и демократии они хотят распространить по всему миру. Еще тогда они с трудом могли верить, что где-то в мире есть народы, которые предпочитают жить иначе, чем американцы.
Самоназначенный мировой жандарм
«Нас не интересует выгода и собственные преимущества. Мы боремся за то, что считаем правом людей на мир и безопасность», - оправдывает президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) вступление Америки в 1917 году в первую мировую войну. Он ставит на колени государства оси и изменяет контуры географической карты Европы. Соединенные Штаты Америки впервые успешно исполнили роль, которую они будут играть в будущем все чаще: роль страны, назначившей сама себя мировым жандармом.