Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Незавершенное дело в Европе

К сожалению, задача осуществления демократических перемен в бывшем Советском Союзе не завершена

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фокусируясь на том, чтобы способствовать демократическим режимам в мусульманском мире, что правильно, администрация Буша-младшего не сумела завершить консолидацию капитализма и демократии в бывшем коммунистическом мире и интеграцию этих новых демократий в западное сообщество демократических государств.

22 сентября 2002 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), неоднократно заявляя, что Соединенные Штаты стратегически заинтересованы в смене режима в Ираке, отдает дань определенной традиции в международной дипломатии. Если Ирак из диктатуры станет демократией, доказывает он, тогда Ирак будет проводить более дружественную политику в отношении Соединенных Штатов. Для доказательства этого у г-на Буша-младшего имеется богатый исторический опыт: окончание "холодной войны". Смена режимов в Восточной Европе и в Советском Союзе фундаментально повысила национальную безопасность Америки. Если бы сегодня Ирак владел таким, как у России, ядерным арсеналом, Соединенным Штатам грозила бы серьезная опасность. Два десятилетия назад мы опасались именно такого арсенала Кремля. Сегодня мы его больше не опасаемся. Мы не опасаемся потому, что режим в России стал более демократическим и ориентированным на рынок, а следовательно, более прозападным.

К сожалению, задача осуществления демократических перемен в бывшем Советском Союзе не завершена. Фокусируясь на том, чтобы способствовать демократическим режимам в мусульманском мире, что правильно, администрация Буша-младшего не сумела завершить консолидацию капитализма и демократии в бывшем коммунистическом мире и интеграцию этих новых демократий в западное сообщество демократических государств.

Предполагать, что процесс демократизации и интеграции пойдет сам, без американского подталкивания, было бы неправильным. Во-первых, линии между Востоком и Западом в Европе начинают не стираться, а вырисовываться все сильнее. Европейский Союз (ЕС) после следующего этапа расширения с большой долей вероятности в ближайшем будущем пригласит к себе страны, расположенные дальше к востоку. Чиновники в Брюсселе просто смеются, когда заходит речь о членстве в ЕС России или Украины. Организация Североатлантического договора (НАТО) более решительно расширяется на восток, но и она тоже после следующего этапа расширения утомится и станет фокусироваться на внутренних делах. Если перспектива вступления в НАТО и в ЕС больше не будет являться внешнеполитической целью тех стран, которые не будут приняты в эти организации на следующем этапе, тогда влияние на них Запада сократится.

Второе, процесс демократизации на периферии Европы тормозится. Белоруссией правит диктатор, который превозносит Сталина и Гитлера. Президент Владимир Путин ослабил демократические институты и серьезно нарушает права человека в отношении собственных граждан в Чечне, пытаясь выстроить в России "управляемую демократию". На Украине президент Леонид Кучма стремится создать такой же государственный контроль над демократическим процессом, какого добился г-н Путин в России, чтобы обеспечить плавную - то есть дружественную для г-на Кучмы - передачу власти, когда в 2004 году закончится его срок правления. В противоположность России, на Украине имеется активно действующая демократическая оппозиция, лидер которой, Виктор Ющенко, скорее всего, выиграет свободные и честные президентские выборы. Однако эти выборы в 2004 году будут свободными и честными только в случае, если за ними будет наблюдать Запад. Только в Молдавии удалось избежать сползания к авторитаризму, но это потому, что там слабая государственность, что едва ли способствует в долговременном плане демократической консолидации.

Со временем сочетание закрывающейся западной границы и растущего авторитаризма на восточной стороне этой стены будет означать несчастье для американских интересов безопасности в этом регионе. Пока Соединенные Штаты готовятся создавать на Ближнем Востоке новые режимы с демократической и прозападной ориентацией, они, быть может, утрачивают все достигнутое на пути движения к демократии в коммунистическом мире во время "холодной войны".

Вполне очевидно, что внешнеполитическая команда г-на Буша-младшего перегружена работой и сегодня фокусируется на Ираке. Тем не менее, Соединенные Штаты должны быть способны одновременно проводить больше одной внешнеполитической линии. В своих многочисленных речах г-н Буш-младший уже обрисовал большую стратегию для внешней политики. Он неоднократно заявлял, что Соединенным Штатам следует выступать поборниками свободы для народов всего мира и, когда необходимо, даже способствовать смене режимов в тех странах, которые не обеспечивают своим гражданам базовых демократических прав. Однако для того чтобы эта доктрина была успешной и заслуживала доверия, данную стратегию необходимо проводить непрерывно.

Историки дипломатии должны были бы назвать 1990-е годы эрой европейской интеграции. Они так сделают, однако, только если этот проект будет доведен до конца. В момент, когда администрация Буша-младшего начинает процесс способствования демократическим сменам режимов вдоль новой границы в мусульманском мире, она должна также завершить работу на европейской границе.