Москва - Попытки Белого дома добиться поддержки России военных ударов Соединенных Штатов по Ираку сталкиваются с сопротивлением Москвы, что превращает Россию в ключевое звено в процессе принятия новой резолюции Совета Безопасности ООН, разрешающей применение силы против Багдада.
По мнению аналитиков, сопротивление Москвы осаждает пыл американских политиков, и может подвергнуть риску американо-российские связи. Даже в ходе тридцатиминутного телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным, который состоялся в пятницу, г-н Буш не смог убедить его поддержать акцию Америки. Немногословное заявление Кремля, сделанное после этого разговора, четко определило российские приоритеты: возвращение в Ирак военных инспекторов ООН.
Разногласия возникли из-за обещания Багдада разрешить вернуться в страну этим самым инспекторам. В то время как Вашингтон воспринял эти обещания как хитрую уловку, Москва видит в них возможность предотвратить войну.
Этот имеющий большое значение дипломатический танец совпадает по времени с осуществляемым Россией бряцаньем оружием в сторону ее небольшого южного соседа, Грузии. Вторя языку, используемому г-ном Бушем для оправдания предупредительных военных ударов в качестве самообороны, г-н Путин угрожает напасть на Грузию с целью уничтожения чеченских сепаратистов, которых он называет "террористами".
"Россия хочет показать, что военная операция в Ираке, осуществленная без поддержки ООН, создаст новую модель международного поведения, - говорит руководитель московского Центра политических исследований (так в тексте, на самом деле речь должна идти об Институте политических исследований - прим. пер.) Сергей Марков. - Мысль ясна: "Если вы бомбите Ирак, мы свободно сможем бомбить Грузию". Россия хочет, чтобы Соединенные Штаты знали, что она будет придерживаться их же модели".
Брошенный русскими вызов резко контрастирует с месяцами становившихся все более теплыми отношений между Вашингтоном и Москвой.
"Русские реально сорвали наши планы, - говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), эксперт по России вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир. - До этого Белый дом предполагал, что г-н Путин является нашим другом, что мы являемся союзниками в общей борьбе, и такое непонятное поведение русских вызвало некоторое удивление".
Аналитики не говорят о возможности американо-российской сделки, в результате которой Россия получит свободу действий в Грузии в обмен на поддержку действий США против Ирака. Однако наблюдатели говорят, что Россия готова извлечь выгоду из прецедента, созданного превентивными ударами США по Ираку.
Сразу после сделанного Ираком предложения о допуске военных инспекторов, Россия заявила, что она не видит необходимости в принятии новой резолюции по Ираку до тех пор, пока инспекторы не найдут сведения об иранских программах создания оружия массового поражения.
Однако США и Великобритания оказывают давление на других постоянных членов Совета Безопасности, в том числе и на Россию, чтобы принять новую резолюцию по Ираку, в которой будет требование безусловного доступа для военных экспертов, и оговорены последствия для Багдада, если он не будет сотрудничать с командами экспертов.
В субботу Ирак заявил, что он не воспримет любую новую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая будет противоречить соглашению, достигнутому в понедельник между Багдадом и Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном (Kofi Annan).
Г-н Буш ожидает, что Россия несомненно проголосует за принятие новой резолюции ООН, говорит г-н Макфол, "а если этого не случится, то это будет очень серьезным моментом в американо-российских отношениях".
В то время, как Россия ставит под вопрос необходимость принятия новой резолюции, г-н Путин на прошлой неделе проинформировал Совет безопасности о том, что Россия может провести военную операцию на территории Грузии.
"Поведение России абсолютно логично, - говорит Алексей Пушков, член исполнительного комитета Совета по внешней и оборонной политике при Президенте РФ. - Россия заявляет, что, "пока у вас нет доказательств (существования программ создания оружия массового поражения), вы не должны вторгаться в Ирак". Но всем известно - даже администрация Буша это признает - о том, что чеченские боевики располагаются на территории Грузии".
Тем не менее, по мнению экспертов, разница в этих сравнениях огромна. "Америка занимает двойственную позицию, - говорит г-н Пушков. - Джордж Буш говорит об оружии массового поражения в Ираке, но на самом деле он ведет речь о Саддаме Хусейне (Saddam Hussein)". Россия, с другой стороны, согласится на техническое решение грузинской проблемы, даже если руководитель Грузии Эдуард Шеварднадзе останется у власти. Америку такая ситуация в Ираке не устроит, добавляет г-н Пушков. "Если Саддам Хусейн завтра пустит в страну инспекторов, то администрация Буша скажет: "Нет, этого не достаточно". Ничего не достаточно, кроме войны, так как проблема заключается в смене режима".
Некоторые российские военные аналитики считают, что на территории Грузии находятся не более 50 "настоящих чеченских террористов". Намекая на намерения России, министр обороны Сергей Иванов задал в четверг вопрос: "Если мы обнаружим, что бандиты движутся в нашем направлении, и до границы осталось всего 10-15 километров, должны ли мы ждать, пока они пересекут границу, чтобы убить нескольких из них, а остальных рассеять?"
"Реальная опасность заключается в том, что Соединенные Штаты создают прецедент", - говорит г-н Макфол, который отмечает, что США и Россия имеют схожие "традиции одностороннего вмешательства" и удовлетворения своих интересов без участия глобальных институтов, например, ООН.
"Меня беспокоит этот прецедент, - говорит г-н Макфол. - Однако гораздо сильнее меня беспокоят русские, блуждающие по территории бывшего Советского Союза и уничтожающие "террористические режимы"".