24 сентября 2002 года. Трое из самых известных фигур лондонского Сити, сэр Питер Уолтерс (Peter Walters), сэр Уильям Первес (William Purves) и американец Джеймс Хармон (James Harmon), нынешним утром собрались в лондонском отеле "Sheraton Park Tower" на свое первое заседание. Они будут обсуждать не работу BP ("British Petroleum" - прим. пер.), HSBC ("Hongkong and Shanghai Banking Corp." - прим. пер.) или какой-то еще из ведущих британских фирм, к которым они имеют отношение. На повестке дня стоит ТНК ("Тюменская нефтяная компания" - прим. пер.), нефтяной бизнес, о котором многие в Великобритании никогда не слыхали, но который уже добывает 1,1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) сырой нефти в сутки. В более широком плане будет обсуждаться возрождение России в роли экономического и политического центра власти.
ТНК является одной из целого ряда российских групп, которые начинают напрягать свои мускулы в связи с ростом мировых цен на нефть, внутренними экономическими реформами и бумом на местной фондовой бирже. Решение пригласить сэра Питера Уолтерса, бывшего президента BP и банка "Midland Bank", возглавить наблюдательный совет ТНК является частью стремления российских фирм продемонстрировать свои новые обязательства, связанные с корпоративным управлением и правами инвесторов. Они стремятся подвести черту под "ковбойским капитализмом", который процветал в России в 1990-х годах и характеризовался деловыми партнерствами с участием представителей мафии, заказными убийствами бизнесменов и подъемом магнатов-грабителей, игнорировавших права акционеров.
Выбор фирмой ТНК англичан для приглашения в свой наблюдательный совет высвечивает то обстоятельство, что Лондонская фондовая биржа все больше рассматривается как способ получения доступа к международным деньгам. ТНК пока не зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже, однако ожидается, что в срок не позднее 18 месяцев она присоединится к "Лукойл", крупнейшей нефтяной компании России, которая первой зарегистрировалась этим летом. Игрок номер два в российском нефтяном бизнесе, "Юкос", не так давно привлекла лорда Оуэна (Owen), бывшего министра иностранных дел в лейбористском правительстве, предложив ему возглавить свою международную штаб-квартиру в Лондоне.
Главный провайдер
Привлечение ТНК г-на Хармона, бывшего председателя "Экспортно-импортного банка США" (Export-Import Bank of the US) и директора английского инвестиционного банка "Schroders", является свидетельством значительного улучшения отношений между Россией и Америкой после нападений террористов 11 сентября. Это сближение подняло международный престиж российского премьера (так в тексте - прим. пер.) Владимира Путина, поощрило разговоры о том, что его страна вытесняет Саудовскую Аравию как главного поставщика нефти в США, и открыло ворота для крупного притока американских капиталовложений в российские ценные бумаги.
В период с октября прошлого года по май нынешнего года базовый индекс RTS российской фондовой биржи вырос на 140%. После того данный индекс из-за глобального замедления темпов экономического роста снова упал, однако остается исключительно здоровым в сравнении со своими конкурентами. Россия закончила год 2001-й с 70-процентным ростом биржевых цен, впереди любой другой биржи во всем мире. Если в текущем году индекс FTSE 100 упал, то индекс RTS в Москве вырос на 30%, и по всей столице растут новые корпоративные здания.
Старая фирма сэра Питера, BP, является одной из "синих фишек" (blue chip firm - фирма, имеющая устойчивый курс акций - прим. пер.), которая пропагандирует Россию как привлекательный новый рынок. Эта английская компания, владеющая сетью автозаправочных станций (АЗС) вокруг Москвы, является партнером ТНК в "Сиданко", российской нефтяной группе, свою долю акций которой она только что увеличила.
Компания "Shell" вкладывает более 2 млрд. долл. в год в разработку природного газа по схеме "Сахалин-2", тогда как компания "ExxonMobil" со штаб-квартирой в штате Техас, США - крупнейшая в мире нефтяная группа - разрабатывает проект "Сахалин-1" на российском Дальнем Востоке.
С приходом г-на Путина, который осуществил серию реформ, имеющих целью по примеру Китая привести Россию к членству во Всемирной торговой организации (ВТО), на российской политической и экономической сцене стало больше дисциплины и стабильности. Он только что отмахнулся от политической оппозиции, протолкнув через законодателей закон о приватизации последнего остающегося символа советской эпохи: земли. Российские компании выстраиваются в очередь на покупку сельскохозяйственных угодий, в том числе лучших участков земли, которые находились в аренде кооперативов.
Андрей Мельниченко, президент московской группы МДМ (которая занимается химическим производством, трубопроводами и углем), только что инвестировал 140 млн. долл. США в завод по производству удобрений, считая, что его продукция будет пользоваться большим спросом у новых землевладельцев.
Приватизация на этом не остановится. Железные дороги и финансовые услуги видятся как главные после нефти и природного газа области приватизации. Плоды этого первого этапа приватизации легко можно видеть. Россия сегодня является вторым по важности в мире экспортером нефти и на короткое время в этом году обошла даже Саудовскую Аравию, став самым крупным экспортером. Ведутся разговоры о строительстве под городом Мурманск нового нефтяного портового терминала, чтобы танкеры могли возить нефть в Северную Америку через Арктику, так как отношения Вашингтона с саудовцами после нападений "Аль-Каиды" расстроились.
Однако не все в России хорошо. Сергей Кукура, главный финансовый менеджер компании "Лукойл", был 10 дней назад похищен по пути на работу, а один российский парламентарий, против которого возбуждено уголовное дело о коррупции, был в прошлом месяце застрелен. Россия по числу убийств занимает второе место в мире.
Коррупция и взяточничество государственных чиновников по-прежнему являются серьезными проблемами для бизнеса в России, тогда как относительно небольшое число олигархов все еще контролируют огромную долю богатств этой страны.
Правила, регулирующие вопросы конкурентной борьбы, слабы, и г-н Путин понимает, что, если он хочет заняться критически важными проблемами, такими, как перестройка гражданской службы и правосудия, то должен покуситься на некоторые из самых серьезных в России заявленных интересов. Аналитики, например, Кристофер Гранвиль (Christopher Granville) из российского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа", полагают что у страны есть светлое будущее, однако г-н Гранвиль не ожидает крупных скачков на российской фондовой бирже ранее, чем пройдут президентские выборы в марте 2004 года. "В краткосрочном плане Россия все еще является надежным "островком безопасности'", - говорит он, - слова, которые 2 года назад казались бы нелепыми".