Еще на прошлой неделе начальник Генерального штаба вооруженных сил России заявил, что президент Грузии «ничем» не отличается от лидера афганских талибов Муллы Омара (Mullah Omar). Первопричиной травли с российской стороны является то, что с той поры, как три года назад Россия начала вторую чеченскую войну, пограничная Грузия дает убежище тысячам беженцев и, по оценкам, нескольким сотням боевиков.
Сам президент Владимир Путин в годовщину событий 11 сентября в очередной раз попытался представить свою войну против чеченских сепаратистов в качестве «борьбы против террористических организаций, в том числе, против ┘ «Аль-Каиды». И поскольку они нашли прибежище в Грузии, пограничные войска, Министерство обороны и ФСБ должны, по его словам, разработать «специальную операцию по ликвидации» «вооруженных бандитов» и «террористов» на грузинской территории.
«Кремль своим криком, хочет, прежде всего, отвлечь внимание общественности от того, что война в Чечне продолжается, что большая часть населения поддерживает мятежников в их партизанской войне», - считает Иван Рыбкин - бывший секретарь Совета безопасности России при президенте Борисе Ельцине.
Вместо того, чтобы начать мирные переговоры с избранным президентом Асланом Масхадовым, президент России охотнее бряцает оружием в отношении Грузии. То, что там нашли убежище боевики, не единственная причина, почему Грузия для Кремля, что бельмо на глазу: президент Шеварднадзе поставил цель сделать страну членом НАТО. Но, пожалуй, еще больше мешает России то, что на прошлой неделе Шеварднадзе участвовал в торжественной церемонии по закладке нефтепровода, который соединит Среднюю Азию с Черным морем. Этот трубопровод лишит Россию многих миллиардов долларов, которые она получает за транзит нефти через свою территорию. «Наши многие деятели думают, что нам будет лучше без в целом пользующегося авторитетом Шеварднадзе. Если в Грузии начнется хаос, нефть, возможно, пойдет через нашу территорию», - говорит политолог Борис Каргалицкий.
Действительно ли Россия будет не только лаять, но и кусаться и пошлет войска в Панкисское ущелье и другие населенные пункты Грузии? Военный эксперт Павел Фельгенхауэр считает военную истерию блефом. «У Москвы нет необходимых военных сил и средств. У России есть ядерное оружие, боевые самолеты и более двух миллионов солдат, но у нее нет приличной пехоты». Поэтому Москве остается только одно: бомбить Грузию, как это уже было в прошлые месяцы, с большой высоты. Напротив, Андрей Пионтковский из московского Центра стратегических исследований от своего первоначального оптимизма, когда он заявлял, что «даже наше правительство не способно пойти на такую глупость как война в Грузии», отказался. Учитывая, что волна военной риторики не спадает, политолог думает, что «Кремль запустил в ход пропагандистско-военную машину, которую уже не в состоянии остановить. Я опасаюсь, что масштабные бомбардировки - это лишь минимум, чего можно ожидать».
Возможно, что Кремль уже решился на большее: в то время, как Москва продолжает категорически отвергать предложение Грузии о направлении в Панкисское ущелье российских наблюдателей, министр обороны Сергей Иванов пригрозил нанесением «превентивного удара», если, как он сказал, «мы будем видеть, что бандиты передвигаются в нашем направлении». Россия выступает за создание и на грузинской территории «зоны безопасности шириной 20-45 километров в зависимости от характера местности». Кто должен обеспечивать эту зону, Иванов оставил этот вопрос открытым.