Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кавказская мыльная опера, у которой нет конца

В «ущелье зла»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На клочке земли площадью, наверное, не более 50 квадратных километров, якобы, собираются находящиеся в международном розыске боевики «Аль-Каиды», здесь - перевалочный пункт для наркотиков, людей, которыми торгуют, и оружия. В феврале Вашингтон будто бы засекал на южном склоне Кавказских гор даже бен Ладена. Россия с большим удовольствием предпочла бы охотиться на саудовца на свой страх и риск. Но Кремль зарится не только на бен Ладена. Для Москвы, что бельмо на глазу, чеченские боевики, которые с начала войны ищут убежище в Панкиси. Но и это только часть правды. Кремль чует выгодное дельце: быть может, под шумок похода против Ирака удастся вернуть свое геополитическое влияние. Все-таки Грузия на протяжении двух столетий была регионом влияния России

«Без специального разрешения прохода здесь нет», - говорит строго часовой у блок-поста. С его твердостью и неприступностью не может справиться и предложение подойти к решению вопроса прагматически, по-кавказски. «Телави, Тбилиси», ворчит он, там можно еще раз обратиться с просьбой о пропуске. Между тем, выражение его лица говорит, что все усилия не имеют смысла. Спецслужбы Грузии в ходе акции по прочесыванию по ту сторону шлагбаума не хотят иметь лишних свидетелей. Здесь дует свежий ветер, дает понять офицер. Размеренным шагом он возвращается к своим товарищам - трем здоровенным разбойникам с трехдневной щетиной на щеках, все в зеркальных очках. Они сидят, потягиваясь, в тени на шаткой скамейке. Это богатыри из нового подразделения специального назначения, которое в рамках зачистки, проводящейся Министерством внутренних дел, перекрывают доступ в Панкисское ущелье.

То «ущелье зла», которое в последнее время стало олицетворением всех зол мира. На этом клочке земли площадью, наверное, не более 50 квадратных километров, якобы, собираются находящиеся в международном розыске боевики «Аль-Каиды», здесь - перевалочный пункт для наркотиков, людей, которыми торгуют, и оружия. В феврале Вашингтон будто бы засекал на южном склоне Кавказских гор даже бен Ладена (Bin Laden), правда, быстро дал отбой своей информации. Сосед - Россия - с большим удовольствием предпочел бы охотиться на саудовца на свой страх и риск. При этом Кремль зарится не только на бен Ладена. Для Москвы, что бельмо на глазу, чеченские боевики, которые с начала войны ищут в Панкиси убежище. Но и это только часть правды. Кремль чует выгодное дельце: быть может, под шумок похода против Ирака удастся вернуть свое геополитическое влияние.

Все-таки Грузия на протяжении двух столетий была зоной влияния России. На прошлой неделе президент Владимир Путин пригрозил лично позаботиться о наведении порядка в этом забытом богом чертовом треугольнике. В августе летающие предвестники этого впервые взяли на прицел живые мишени и убили одного человека. Летчики, нарушив границу, углубились во враждебную страну на сорок километров.

В конечном счете, попасть за шлагбаум удалось, но с опозданием на один день и не без самоотверженной помощи блюстителя порядка из соседнего районного городка Ахмети. Когда джип подъехал к блок-посту, шлагбаум поднялся, будто сам собой. Один раз, второй, то же самое произошло на очередном блок-посту, водитель ни разу не убирал ногу с педали газа. В одеянии на «кавказский манер», на котором настоял помощник, не было совершенно никакой необходимости. Но оно подходило к спектаклю, разыгрываемому вокруг Панкиси.

Дорога ведет мимо лугов с сочной зеленой травой, деревьев шелковицы, мимо зеленых холмов и пригорков. В административном центре ущелья Дуиси мужчины собираются на улице в группки уже с раннего утра. В Дуиси до начала русскими войны в Чечне было 3 000 жителей. Коренные жители тоже родом с Северного Кавказа. Их называют кистинцами, это этнические чеченцы, которые в конце 18-го столетия бежали через горы в грузинскую Кахетию от русских колонизаторов. Это объединяет. За прошедшее время сюда добавились 4 000 чеченских беженцев. Работы практически нет. Новичку и чужаку долго оставаться незамеченным здесь невозможно. Передвигаться по возможности незаметно, предупреждает поэтому учительница Зарема. Тут, якобы, полно шпионов и доносчиков разных спецслужб. Многолетняя изоляция долины, недостаток информации и страх перед нападениями российской стороны становятся причиной самых невероятных слухов.

Джарап Хангошвили - мэр Дуиси, община трижды выбирала его на этот пост. Бывший учитель истории пользуется авторитетом. Небольшой крестьянский двор, выкрашенный весь в белый цвет, выделяется на фоне серых крестьянских домов, стоящих поодаль. Он напоминает собой крепость с непреодолимым забором. Передний двор до самого последнего уголка выложен отшлифованным натуральным камнем, светлые тона создают впечатление необъятной широты натуры. Архитектура господства - по-чеченски.

Никакого контакта с центральными властями

Последние три года, со времени начала чеченской войны, Панкисское ущелье было отрезано от центральной власти. По крайней мере, это утверждает Тбилиси, который по желанию Вашингтона должен теперь навести здесь порядок. Хангошвили отвергает обвинения: «Политики из Тбилиси могли в любое время следить за порядком в Панкиси. Кроме того, сознательно работали и наши полицейские». Как утверждает голова города, ничто не мешало разместить здесь силы полиции. Но вместо того, чтобы серьезно относиться к информации местной полиции, Тбилиси просто предоставил полную свободу преступникам. Ничего удивительного, что в ущелье становится все больше и больше бандитов.

«Мы рады, что наконец-то пришла армия», - говорит он. Действительно? Настоящая причина этого заключается в другом: страх перед русскими и надежда, что столкновение с грузинскими военными, удержит разгневанного соседа от военной интервенции. Восторженно как освободителей приветствуют дети грузинских солдат, пишут центральные газеты.

Подразделения обустраиваются надолго. На окраине деревни возводятся три казармы, деньги выделил Вашингтон. Последнюю новостройку - мечеть из красного кирпича - единственный религиозный объект в населенном пункте - финансировали еще саудовцы за сотню или пару сотен исламистских наемников, которые пополнили ряды чеченских боевиков.

Сколько божьих рыцарей было точно, здесь об этом никто не скажет. Любое слово может оказаться миной замедленного действия. В городе царит подавленное настроение, что объясняется не только страхом перед русскими бомбами. Хангошвили показывает пальцем на восток, в пяти километрах отсюда расположились военнослужащие США, которые готовят грузинские подразделения специального назначения. Выбор места не случаен и, видимо, должен пониматься как предупреждение для Москвы и Дуиси. Смену власти Кавказ воспринимает естественно, зачастую она оживляет бизнес.

Наркотики, похищение людей, торговля оружием

Ни Тбилиси, ни Дуиси до угроз из Москвы не были заинтересованы в сложившейся ситуации. Война, чеченские беженцы и самовластные военные князья представляли собой прекрасную ширму для активизации преступности, на чем прекрасно подрабатывали грузинские бюрократы и политики. Это теперь стало секретом полишинеля. В прошлом году был только один случай, когда в отставку ушел министр внутренних дел, но больше никто к ответственности не привлекался. Специалист по криминалистике Георгий Глонти из тбилисского Института государственного права уже не один год ведет статистику. Наркотики, похищения людей, торговля оружием и проституция -самый доходный бизнес в этой кавказской республике. И то, что не функционирует на межгосударственном уровне, сразу начинает работать, когда за дело берутся мошенники Грузии и России: у них сотрудничество налажено без сучка и задоринки.

Государственная власть, между тем, взялась за решительные меры. По крайней мере, делает вид. В конце прошлой недели в Ахмети был арестован начальник полиции. Говорят, его обвиняют в том, что арестованный чеченский торговец наркотиками, раненный во время перестрелки в Панкиси, бежал из больницы. Жители районного города собрали 2 500 подписей в поддержку своего начальника полиции. Они подозревают, что из него хотят сделать козла отпущения.

Такое же мнение и у Мириана Тзизкаришвили. Бывший офицер Советской Армии еще в прошлом году выходил на улицы Ахмети с протестами, чтобы заставить Тбилиси что-то предпринять против выходящей за всякие рамки преступности. «За громкими обещаниями не последовало никаких дел», - считает молодцеватый мужчина, переваливший на вторую половину шестого десятка. Тем не менее, протест граждан был не напрасным. Они забаррикадировали на несколько дней выход из долины. Заложник, а речь шла о нем, был освобожден без всякого выкупа. В ущелье, очевидно, было известно, кто зарабатывает деньги на похищении людей. Как сотрудник Красного Креста он обеспечивал всем необходимым беженцев по всему ущелью. При этом встречал десятки арабов и обнаружил тренировочный лагерь, рассказывает он, пока его резко не останавливает, сказав что-то по-грузински, жена. Она опасается, что однажды кто-то придет мстить. Будь то чеченец, грузин или русский┘

Еще до начала «зачистки» боевики перебазировались из ущелья в горы. Тбилиси не хотел кровопролития. Их было, вероятно, где-то 250-300 человек. И об этом в Панкиси не говорят. Некоторые предполагают, что боевики просто откупились от того, чтобы не делать путь длинною в 50 километров через границу. Все свидетельствует о том, что они еще прячутся в лесах. Путь в Россию означал бы для них верную смерть.

Секрет откроется только с наступлением зимы. Пока на эту тему говорить никто не осмеливается: страх идет по ущелью, боевики могут вернуться и попытаться прорваться через порядки более слабой грузинской армии.

Проявят ли тогда прижимистые грузины гостеприимство по отношению к беженцам с другой стороны Кавказского хребта - более чем проблематично.