Москва, 30 сентября 2002 года. Анатолий дезертировал из своей части в подмосковном Наро-Фоминске через 2 месяца после призыва на военную службу, после того, как "деды" избили его и других новобранцев черенками от лопат. Этот 19-летний парень говорит, что призывникам по прибытии в часть было заявлено, что они сами должны добывать себе пропитание попрошайничеством, воровством и грабежом гражданского населения. "Я не против армии и готов продолжить службу в любой части, но только не в этой", - говорит Анатолий.
Анатолий и тысячи ему подобных - свидетельство того, что амбициозные попытки Кремля реформировать армию, возможно, провалились. В этом месяце, нарушив давние традиции скрытности, министерство обороны официально признало, что в первом полугодии из своих частей дезертировали 2265 военнослужащих срочной службы. Согласно сведениям, собранным комитетами солдатских матерей, ежегодно из российской армии дезертируют до 40000 человек. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал Анатолий Квашнин в прошлом месяце признал, что "офицерский корпус погряз в присвоении казенного имущества и в коррупции", а десятилетия недостаточного финансирования и отсутствия реформ довели армию до критического состояния. "Система действительной военной службы ничем не отличается от тюремной, - заявляет Наталья Шволь, которая занимается регистрацией дезертиров в московском комитете солдатских матерей. "По моему опыту могу сказать, что ребята дезертируют, когда им создаются самые экстремальные условия. Многие из бежавших жалуются на жестокие побои, пытки, вымогательства, угрозы и постоянные унижения достоинства".
Российские вооруженные силы насчитывают сегодня около 2 млн. человек, в том числе около 600000 срочнослужащих. Дважды в год призывается пополнение - около четверти миллиона человек - но примерно две трети тех, кто должен быть призван на военную службу, уклоняются от призыва, получая законные, а чаще незаконные отсрочки. В результате в армию идут служить, как правило, слабо образованные, не имеющие нужных связей или, по иронии судьбы, слишком большие патриоты.
Год назад президент России Владимир Путин объявил о планах трансформации к 2010 году чрезмерно раздутой армии 19-го века в менее многочисленную, но современную армию профессионалов. Он издал указ о проведении эксперимента по преобразованию 76-й воздушно-десантной дивизии в городе Псков в образцовое соединение, состоящее целиком из контрактников. Однако в прошлом месяце эту опытную программу закрыли ввиду нехватки финансовых средств для привлечения на службу добровольцев. "Военная реформа наткнулась на кирпичную стену вследствие сопротивления офицерского корпуса и недостаточности ресурсов", - говорит Сергей Казеннов, специалист из независимого Центра изучения проблем национальной безопасности и стратегии в Москве.
В Вооруженных Силах России более 2000 генералов, которых, по мнению специалистов, следовало бы сократить наполовину, а также огромное число старших офицеров. По причине низких окладов и плохих условий службы младших офицеров недостаточно для работы со срочнослужащими. Младший лейтенант в армии, к примеру, получает всего 2600 рублей в месяц. Такая структура, где слишком много высших и старших офицеров, является главным препятствием для реформы. "Наши генералы были подготовлены в советские времена и думают, что Советская Армия была самой великой в мире, - говорит независимый военный специалист Павел Фельгенауэр (Pavel Felgenhauer). - Они стремятся восстановить ту армию, а не двигаться вперед, к силам нового типа".
Одной из главных составляющих военной реформы должен был стать Закон об альтернативной военной службе, однако этот закон, принятый Думой в июле, удивил правозащитников своей жесткостью. По мнению независимого специалиста из газеты "Новые Известия" Владимира Урбана, "этот закон выглядит как наказание тем, кто не желает служить в армии с оружием в руках".
Российских официальных лиц, наконец, вынудили признать, что количество дезертиров растет, когда 9 сентября из армейской части под Волгоградом бежали сразу 54 срочнослужащих, жаловавшихся на жестокое обращение со стороны своих офицеров. Этот эпизод вынудил министра обороны Сергея Иванова пригрозить, что к командирам частей и подразделений, откуда бегут военнослужащие, будут применяться "серьезные дисциплинарные меры".
Специалисты говорят, что военная реформа г-на Путина буксует. "Для настоящей военной реформы необходима концентрированная политическая воля, - говорит Игорь Бунин, глава Центра политических технологий. - Боюсь, что, по крайней мере до предстоящих парламентских и президентских выборов (декабрь 2003 года и март 2004 года, соответственно), надежды на это очень мало".