В конце прошлой недели Соединенные Штаты и Великобритания направили своих эмиссаров в Москву с целью найти поддержку ультиматуму, предъявленному Саддаму Хусейну (Sadam Husein) и убедить Россию изменить свою позицию по данному вопросу. Хотя достигнуть этой цели им так и не удалось, и Москва по-прежнему в основных моментах продолжает придерживаться своей точки зрения, Кремль все же воспринимает пребывание инспекторов на территории Ирака как факт обязательный и необходимый. Москва полагает, что для решения иракской проблемы вполне достаточно резолюций, принятых на настоящий момент СБ ООН, хотя и не отказывается выслушивать и обсуждать другие возможные варианты решений.
В любом случае, Кремль может согласиться отнюдь не с тем вариантом решения иракской проблемы, который предложили во время субботней получасовой встречи с главой МИД России Игорем Ивановым и сотрудниками российского дипломатического ведомства Марк Гроссман (Mark Grossman) - заместитель госсекретаря США - и Питер Рикеттс (Peter Ricketts) - представитель МИД Великобритании. Перед Гроссманом и Рикеттсом стояла та же самая задача, которую им не удалось решить в Париже - убедить Францию поддержать ультиматум США и Великобритании, выдвинутый Саддаму Хусейну. Франция предложила компромиссное решение, в основе которого лежат резолюции Совета Безопасности. Как сообщило вчера со ссылкой на «хорошо информированные источники» агентство «Интерфакс», Москва разочарована вариантом решения иракской проблемы, предложенным США и Великобританией. «Российские эксперты полагают, что в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, указанную резолюцию выполнить наверняка невозможно», - отметило агентство.
После беседы с посланниками Вашингтона и Лондона Иванов заявил, что «специалисты по вооружению из ООН должны вернуться в Ирак, как можно быстрее». Министр отметил, что «для этого существуют все необходимые условия». «Тем не менее, - добавил глава российского дипломатического ведомства, - мы всегда готовы внимательно изучить позицию всех членов Совета Безопасности ООН». Россия настаивает на том, что наблюдатели ООН должны прибыть в Ирак, имея перед собой четко поставленную задачу, конкретные сроки ее выполнения и при условии, что международные санкции против Ирака будут аннулированы, если никаких доказательств наличия у Саддама Хусейна программ по разработке оружия массового поражения найдено не будет.
Аргументы, представленные Тони Блэром (Tony Blair), Москва не считает убедительными. Пресс-секретарь российского МИДа - Александр Яковенко - очень жестко отозвался о представленном британцами докладе, заявив, что в его основе лежат «в большей степени достаточно вольное изложение» заявлений самого Ирака, неоднократно уже обсуждавшихся на заседаниях СБ ООН, а также отчет специальной комиссии, составленный в 1999 году. Кроме того, в докладе отсутствуют конкретная информация об авторах «аналитических данных», имеющихся в распоряжении британских разведслужб. По мнению Яковенко, лишь наблюдатели ООН и МАГАТЭ в могут однозначно установить, имеет ли Багдад в наличии оружие массового поражения. В заключение московского визита Рикеттс заявил, что изучение доклада Великобритании, касающегося Ирака, займет у членов Совета Безопасности ООН «некоторое время».
В случае нападения на Ирак, Москва будет вынуждена обеспечить свои интересы в этой стране. В иракском нефтяном секторе заинтересованы такие российские компании, как «Лукойл». Наряду с этим появление иракской нефти на мировом рынке чревато серьезной конкуренцией для российской нефтяной отрасли, оказавшейся после повышения цен в выигрышной ситуации.