В эти дни ходить по центру Киева небезопасно. Большинство людей боится получить чем-нибудь по голове. По этой причине они ходят в шапках. Кстати, в Киеве сейчас время каштанов. А центр украинской столицы, как и любая другая улица, - это сплошной каштановый бульвар. На легком ветру каштаны в своей зеленой колючей броне падают с деревьев сами. И днем, и ночью слышится как они трескаются, падая на землю.
На счастье в центре города существует новый, пестрый подземный мир: торговый пассаж «Метроград» под Крещатиком - роскошная улица предоставляет защиту от каштанов. Там как сельдей в бочке не только бутиков и баров, но и охранников, разгоняющих нищих, а временами и молодежи, которая пьет пиво. Молодые люди с удовольствием тусуются здесь, иногда в туннелях под Крещатиком их собираются сотни - с пивными бутылками в одной руке и сигаретами в другой. Девушки - в обуви на высоком каблуке и в обязательном порядке - в мини-юбках, даже если на улице дует неприветливый, холодный осенний ветер.
Нерешительная молодежь
Темы, которые они обсуждают такие же, что и у их ровесников на Западе: последний рок-концерт, последние компакт-диски, не совсем хорошее положение футбольного клуба «Динамо» - Киев, успехи национальных героев, почитаемых боксеров братьев Кличко. Но только об одном они совершенно не хотят говорить: о политике. Один из студентов считает: «Какая разница кто сидит наверху - все равно ничего не изменится». Студентка возражает: «Кучма должен уйти, Юлия должна это сделать!» Другие молодые женщины соглашаются с ней. Эффектную 41-летнюю Юлию Тимошенко, которая была прежде директором энергетического концерна потом, при премьере-реформаторе Викторе Ющенко, - заместителем главы правительства, а ныне стала председателем оппозиционной партии «Отечество», почитают как своего рода украинскую Жанну Д"Арк (Jeanne d"Arc). Однако на демонстрации, на которых Юлия Тимошенко резко требует отставки президента Кучмы, ходят лишь немногие молодые люди. Противники Кучмы собираются выходить на демонстрации каждый вторник, до тех пор, пока тот не оставит свой пост. По конституции у парламента возможности для отрешения от должности президента нет, пока тот здоров. В частности, на митинги до сих пор собираются десятки тысяч людей, но это преимущественно люди старшего возраста. У Кучмы пока нет серьезных причин, чтобы нервничать, прежде всего, потому, что его противники безнадежно разобщены. Они образуют пестрый, вынужденный союз, включающий всех, начиная от коммунистов, социал-демократов и либералов и кончая радикальными националистами. Кроме лозунга «Долой Кучму!» они никогда не смогут договориться о какой-то общей программе. Коммунисты хотели бы возвратиться к плановой экономике и союзу с Москвой, националисты с Москвой вообще не хотят иметь никаких дел. К чему стремится партия «Отечество», если не считать лозунга «За Юлию!», понять трудно.
На последних митингах выступал, в частности, и Ющенко - руководитель реформаторской партии «Наша Украина», но от острой полемики с Кучмой он отказался. Более того, его окружение не делает секрета, что они ни в коем случае не хотят обрывать связи с президентским лагерем. Ющенко надеется получить возможность снова занять пост премьер-министра, а, выступая против Кучмы, это вряд ли может получиться. Сомнительно, чтобы 20 000 разобщенных меж собой демонстрантов могли прогнать президента с должности.
В конце прошлой недели Кучма в очередной раз закрепил свои позиции: президентскому лагерю удалось в Верховной Раде - парламенте Украины - заключить союз с несколькими группировками. В него вошли более половины депутатов. Близкая к президенту партия «За единую Украину», представителями которой является четверть всех 450 депутатов, имела и без того самую крупную фракцию в Верховной Раде. И это при том, что на выборах, состоявшихся 1-го апреля этого года, она получила только двенадцать процентов голосов избирателей. В то же время «Наша Украина» во главе с Ющенко собрала вдвое больше голосов, но у нее депутатов на десяток меньше. Причиной этого является характер избирательной системы: только половина мандатов распределяется пропорционально отданным голосам между партиями. Другая половина распределяется по 225 одномандатным округам. И тут президентскому лагерю удалось при массированной поддержке прокуроров и налоговых органов и, прежде всего, государственного телевидения провести в парламент своих людей, которые официально участвовали в избирательной кампании как независимые кандидаты. Поскольку в некоторых избирательных округах баллотировались по два десятка кандидатов, то для того, чтобы выиграть выборы иногда было достаточно 15 процентов голосов. Одновременно органы власти прибегали к различным каверзам в отношении кандидатов от других партий. Таким образом, Кучма добился того, что, имея двенадцать процентов голосов, он контролирует парламент - классический случай манипулирования выборами, что имеет мало общего с демократией в западном понимании этого слова.
Оппозиция обвиняет Кучму в том, что он вместе с рядом промышленных олигархов контролирует страну, перекачал миллионы долларов на свои личные счета, что одновременно отдавал приказы на проведение репрессий в отношении других политиков. К этому добавляется более или менее успешный захват электронных средств массовой информации, а также попытки заставить замолчать критически настроенных редакторов и журналистов. Кучму обвиняют в том, что два года назад он распорядился убить журналиста Григория Гонгадзе. Правда, доказательств этого нет. Западные дипломаты в Киеве не думают, что Кучма непосредственно замешан в эту историю, которая нанесла ущерб его имиджу за рубежом. Они больше склоняются к тому, что убийство Гонгадзе было делом рук людей из спецслужб, «слишком поспешивших засвидетельствовать свое верноподданичество». Они ошиблись, подумав, будто таким образом сослужат службу Кучме.
Расчет Кремля
Тема, связанная с Гонгадзе, как и прежде, удобна для различных версий о заговорах. Распространена версия о «российском варианте»: Гонгадзе, будто бы, был ликвидирован российской спецслужбой с целью дискредитации Кучмы. Мол, Кучма с подмоченной политической репутацией в интересах Кремля, Москва снова хотела бы контролировать Украину. Кроме того, Кучма и его семья, как говорят, сильно повязан коррупцией, а потому его легко шантажировать. Его дочь стоит за фирмой мобильной связи «Киевская звезда» - практически монополистом в этой сфере. Ее спутник жизни миллионер-депутат и предприниматель Виктор Пинчук получил для своей фирмы хороший куш в виде крупной сделки, связанной с поставками труб, с российским энергетическим концерном «Газпром». Жена Кучмы контролирует государственные антикварные магазины.
Для Юлии Тимошенко ясно: единственным кредо Кучмы является обеспечение доходов для своего клана. Советники Ющенко не исключают, что они, используя это обстоятельство, смогут добиться с президентом компромисса. Сам Кучма, в частности, заявил, что он никогда не уступит давлению улицы. Но дал понять, что готов к переговорам. Он сказал, что будет рад посвящать больше времени своему внуку. Пара демонстрантов придали этому пожеланию форму изречения: «Кучма, марш собирать каштаны для внука!»