День 12 сентября для Сергея Кукуры, первого вице-президента по экономике, планированию и финансам одной из крупнейших нефтяных компаний России "ЛУКОЙЛ", начался как и любой другой: он плюхнулся на заднее мягкое кожаное сиденье своего автомобиля, управляемого личным шофером. Однако когда на пути к месту работы его черный "Мерседес S600" приближался к железнодорожному переезду, рядом с ним появились два автомобиля и вытеснили его с дороги.
Из этих машин выскочили как минимум четыре человека с автоматами Калашникова, сковали наручниками водителя и телохранителя г-на Кукуры, натянули им на головы мешки, а затем вкололи им по дозе героина. Когда спустя несколько часов водитель и телохранитель пришли в себя, про них не оказалось мобильных телефонов, ключей от машины и пистолета телохранителя. Не оказалось при них и их шефа. Его затолкали в "Волгу" с милицейскими номерами.
В конце прошлой недели, ровно через две недели после похищения, кто-то высадил г-на Кукуру из машины недалеко от его дома прямо посередине дня. Нефтяной магнат был настолько дезориентирован, что, как предполагают источники, кто-то мог накачать героином и его. "ЛУКОЙЛ" отрицает, что за его освобождение были выплачен какой-либо выкуп. До настоящего времени у властей пока еще нет ответа на вопрос: кто захватил г-на Кукуру? Дело обещает закончиться так же таинственно, как и началось.
Подобные случаи могли бы не так удивлять в прежние бандитские времена молодой постсоветской России времен Бориса Ельцина. Однако сейчас на дворе 2002 год, и г-н Кукура входит в число высокопоставленных бизнесменов страны. Предполагается, что президент возглавляет умеренную, авторитарную и декриминализированную "Новую Россию", как ее сейчас называют некоторые. Однако неожиданно ситуация возвращается во времена старого плохого "Дикого Запада". Случай с г-ном Кукурой является только одним примером из массы недавних происшествий, которыми, как кажется, открывается новый сезон охоты на ведущих бизнесменов и политиков. Через день после похищения г-на Кукуры недалеко от своего офиса был убит заместитель начальника отдела таможенной службы аэропорта "Шереметьево - 2". 21 августа во время прогулки с собакой около своего дома был убит депутат Государственной Думы Владимир Головлев. Всего днем ранее неподалеку был застрелен заместитель руководителя Московской железной дороги. 7 августа был убит вице-губернатор Смоленской области, а 26 августа также был убит заместитель мэра города Новосибирск (второй погибший вице-мэр города за последние 11 месяцев). И это далеко не полный список.
Большинство россиян не признают эти убийства "политическими", даже в тех случаях, когда жертвы занимали выборные должности. Многие считают, что эти смерти (как и похищение Кукуры) связаны с факторами, которые царили и во времена старого "Дикого Запада": накопление и активное перераспределение богатства в путинскую эпоху, а также, в меньшей степени, сведение старых счетов. Г-н Кукура, например, знает все о финансовых делах "ЛУКОЙЛА" - компании, осуществляющей более 20 процентов всего нефтяного экспорта России. А сейчас, когда на повестке дня стоит война в Ираке, никакому бизнесу не светят такие прибыли, как нефтяному. После похищения г-на Кукуры "ЛУКОЙЛ" сделал заявление о том, что некоторая часть информации, к которой г-н Кукура имел доступ, может быть классифицирована как "секреты государственной важности". Список тех, кто может быть заинтересован в подобной информации, велик, от преступных групп и конкурентов по бизнесу до агентов спецслужб стран-изгоев или противоборствующих групп внутри самого "ЛУКОЙЛа".
Другими словами, Россия за прошедшее десятилетие не изменилась настолько, насколько многие надеялись, говорит Юрий Щекочихин, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности. Показывая на "Ауди" и "Мерседесы" на стоянке около Госдумы, а также на депутатов, прогуливающихся вокруг в сшитых на заказ костюмах в окружении телохранителей, он называет размер месячной зарплаты рядового депутата: около 300 долларов США. "Этот парламент заполнен "бизнесменами", - говорит г-н Щекочихин. - Политика является для них лишь "крышей". Всего несколько лет назад ситуация была другой", - добавляет он. По мнению Щекочихина, в России раскручивается тот же причинно-следственный сценарий, какой имел место в кровавый период начала 1990-х годов. Сейчас, когда в России сменилась власть, новые секторы экономики готовы к захвату, особенно в горячем энергетическом секторе, и никто не тратит время впустую, ведя за них борьбу. "ЛУКОЙЛ", например, разрабатывает новые нефтяные месторождения в Сибири; компании других олигархов начинают заниматься автомобильной и химической промышленностью, или землями сельскохозяйственного назначения, приватизация которых недавно была разрешена. Одновременно вместе с этим администрация Путина скорее всего разукрупнит монополии, которые были созданы во времена советской страсти к государственной собственности: железные дороги и банки, пенсионные фонды и предприятия. Многие из этих предприятий находятся в руках действующих в советском стиле московских бюрократов или региональных руководителей - и они скорее всего не отдадут свою собственность без боя. "Все это будет сопровождаться большим накалом страстей, - говорит аналитик Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова. - И убийствами".
Начиная заниматься бизнесом, политики тоже становятся мишенями. С 1991 года было убито восемь депутатов, включая Головлева, который уже пережил одно покушение в начале этого года. Соратники Головлева говорят, что его убийство носит политический характер. 45-летний депутат был известен как либеральный законодатель, как демократ, без колебаний критиковавший Кремль по разным вопросам: от войны в Чечне до ущемления свободы политического слова в путинскую эру. Однако не многие из не входящих в его окружение лиц верят в политические мотивы убийства. Головлев был в центре расследования дела о коррупции, в котором речь идет о хищении десятков миллионов долларов на Урале, где он в начале 1990-х годов отвечал за приватизацию государственной собственности. Незадолго до убийства он грозился назвать имена.
Хотя все это похоже на дежавю, все же есть одно тревожащее отличие. Сейчас, говорит Щекочихин, ведущая роль в преступном мире принадлежит не прежней мафии. Эта роль, по его словам, "узурпирована властью". Преступные группы могут взять малый бизнес под контроль, но только если местная милиция даст на это зеленый свет. Коррумпированные государственные чиновники также рассматривают новую обстановку как второй шанс после упущенных в прошлом возможностей. Так как российская правовая система и авторитарна и подавлена одновременно, несложно изучить совершенные в прошлом сделки по приватизации и найти в них нарушения, особенно если подкупить судью.
Одно можно сказать точно. Игра в политиков и бизнесменов сейчас ведется честно - а их убийцы навряд ли будут пойманы. Так же известно, что наилучшую "крышу" сегодня можно найти в Министерстве внутренних дел, Федеральной службе безопасности или в Налоговой полиции. Эти ведомства могут вознести или сломать вас в современной путинской России. "Все знают, что Прокуратура или ФСБ - лучшая "крыша", какую можно найти", - говорит Сергей Юшенков, сопредседатель партии "Либеральная Россия". Это звучит иронично, особенно сейчас, когда прежние мафиози готовы отказаться от старого образа жизни. "У большинства из них есть много денег. Они сняли малиновые пиджаки и отказались от джипов "Паджеро", а их дети давно уже учатся в швейцарских школах, - говорит Лилия Шевцова. - Они хотят быть уважаемыми людьми и отказываются от своих старых грязных приемов". Однако это означает и еще кое-что: сила, которую не называют преступной группой, принимает на вооружение эти самые грязные приемы. Похищение Кукуры и убийство Головлева доказывают, что старые привычки умирают с трудом, особенно когда ставки снова высоки.