Пер Альмарк - являлся вице-премьером Швеции в 1976-1978 годах
Руководитель группы военных инспекторов ООН и Ирак достигли предварительной договоренности относительно условий проведения новых инспекций, которые должны начаться уже через две недели. Но успех этого соглашения зависит от лиц, которые будут проводить инспектирование, в той же мере, что и от того, где, когда и как будут инспекции проходить.
Ганс Бликс (Hans Blix) будет руководить миссией, задача которой поиск, обнаружение и уничтожение оружия массового уничтожения Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Я знаю Бликса 40 лет. В 1960 году он был моим заместителем, когда я возглавлял молодежную организацию шведских либералов. Я хорошо изучил его жизненный путь с той поры. В течение года он был шведским министром иностранных дел, позднее - генеральным директором Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в Вене.
Бликс дружелюбный человек, обладающий чувством юмора. Но в политическом плане он слабак, и его легко обмануть. Мне трудно представить другого европейца, который был бы столь неподходящей фигурой, чем он, для борьбы с Саддамом Хусейном.
Мир получил достаточно свидетельств его слабости, поскольку список допущенных им ошибок велик. Будучи руководителем МАГАТЭ перед началом войны в Персидском заливе в 1991 году он после многочисленных инспекций без всякого стеснения заявил, будто в Ираке не происходит ничего угрожающего. Он дал индульгенцию, в которой нуждался Саддам, чтобы скрыть свои ядерные объекты и цели.
С того времени мы не сомневаемся в том, что Саддам одержим идеей заполучить оружие массового уничтожения: химическое, бактериологическое, а также атомные бомбы и ракеты. Это подтвердили бывшие иракские специалисты в области ядерного оружия, которые бежали на Запад. Они рассказали нам о решимости и немало стоящих усилиях Саддама, заполучить такое оружие. Сегодня ясно, что перед началом войны в Персидском заливе Саддаму оставался всего лишь год, чтобы получить свою первую атомную бомбу.
После войны инспекторы ООН обнаружили и уничтожили огромное количество боеголовок, начиненных химическими и бактериологическими боевыми веществами, а также оборудование для производства ядерного оружия. Несмотря на свои промахи на посту главы МАГАТЭ Бликс снова стал руководителем военных инспекторов, на этот раз вместе с еще одним шведом - Рольфом Экойсом (Rolf Ekeus).
Наивный специалист по международному праву
Бликс наивен и плохо разбирается в технических деталях, его область деятельности - международное право. Поэтому его легко ввести в заблуждение. Даже после войны в Персидском заливе он так и не понял, что иракские чиновники, которые в очередной раз заверяли ООН, будто им нечего скрывать, были лжецами. Бликс верил, что у Ирака вообще не было никакой программы по созданию атомного оружия. Пожалуй, самый лучший военный инспектор Дэвид Кэй (David Kay) постоянно настаивал на том, что иракцам нельзя доверять. Но Бликс критиковал его за такую позицию. Нужно верить официальной информации - таким обычно был его ответ.
Переломным моментом стал случай, когда Кэй провел инспектирование одного подозрительного объекта, не предупредив об этом иракцев. Эта новая, агрессивная стратегия проведения инспекций имела драматические последствия: Кэй обнаружил обвинительный материал, подтверждающий иракские ядерные амбиции. Согласно полученным данным, Багдад отделяли от завершения строительства атомной бомбы всего 12-18 месяцев.
Это открытие вылилось в столкновение на одной из автомобильных стоянок в Багдаде. 200 иракских солдат и собравшаяся по приказу чернь окружили автобусы ООН. Осада продолжалась четверо суток. В этот период Кэй и его коллеги передали основные документы по факсу на Запад.
Бликс с самого начала был против облавы, но, к счастью, инспекторов во время осады поддерживал Экойс. Я знаю некоторых экспертов в области иракских военных программ, которые постоянно сравнивают обоих шведов: «Экойс - великолепен, Бликс - ужасен».
Когда в 1999 году был создан нынешний орган ООН по проведению военных инспекций, кандидатами на его руководство были Экойс и Бликс. Друзья Ирака в Париже и Москве вышли на контакт с Багдадом, чтобы выяснить, кому отдает предпочтение Саддам. Франция и Россия предложили Бликса, и неожиданно его кандидатуру одобрила и администрация Клинтона (Clinton).
Решимость Саддама заполучить химическое, бактериологическое, а также ядерное оружие представляет угрозу миру. Диктатор может применить это оружие самостоятельно или передать его в руки террористических организаций. Вопрос войны и мира зависит от одного человека, которого иракский режим часто обманывал.
Администрация Буша, возможно, знает слабые места Бликса. Поэтому США, вероятно, не допустят, чтобы Саддам в очередной раз обманул его самого и инспекторов. Как и всегда, когда кризис начинает обостряться, ООН нарушает свои обязательства, назначая слабака руководить инспекторами, которые должны сами утверждаться в общении с таким грубым человеком, как Саддам.