Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Россию с любовью: песня мультинациональных компаний

Страна становится любимицей гигантов потребительского рынка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России растут продажи всех товаров, от пива до краски для волос. Аналитики, следящие за состоянием дел датской пивоваренной компании "Carlsberg", считают обменный курс рубля индикатором прибыли для компании. "Carlsberg" владеет 50-ю процентами акций "Baltic Beverages Holding", производителя популярного пива "Балтика". В прошлом году продажи "Балтики" выросли на 60 процентов, до 537 миллионов долларов. В то время как российские мужчины поглощают больше пива, российские женщины раскупают косметику. В 2000 году продажи компании "L'Oreal" выросли на 52 процента.

В два часа дня в воскресенье недавно открытый на севере Москвы гипермаркет французской сети розничных магазинов "Auchan" набит битком посетителями. Когда очереди в 68 кассах достигают 20 и более человек, менеджер по залу Татьяна Скороходова закрывает вход в магазин на пять минут, чтобы уменьшить наплыв посетителей. Работница магазина Елена Еремихина напряженно трудится над наполнением полок. "Люди выхватывают товары прямо из наших рук", - с удивлением говорит она.

Наблюдая за творящимся внизу беспорядком с балкона, Филипп Лонге (Philippe Longuet), генеральный директор "Auchan" в России, не проявляет никакого беспокойства. "Для открытия в этой ситуации нет ничего экстраординарного", - говорит он. Лонге считает даже, что спрос достаточен для открытия в ближайшем будущем еще двух гипермаркетов, несмотря на жесткую конкуренцию. "Мы думаем, что экономика сейчас находится в стабильном состоянии, - отмечает Лонге, - и мы надеемся, что покупательная способность россиян продолжит свой быстрый рост".

Слово "быстрый" здесь недостаточно. Через четыре года после того, как произошедшая в августе 1998 года девальвация рубля за одну ночь обесценила сбережения граждан, экономическое восстановление России трансформируется в потребительский бум. Потребительские расходы выросли так быстро - на 42 процента за последние два года - что они не только привлекают таких гигантов розничной торговли, как "Auchan", но и превращают Россию в наиболее быстро растущий рынок для многих крупнейших мультинациональных компаний, в том числе для "Procter & Gamble", "Nestle", "L'Oreal" и "Ikea". "Россия стала приоритетной страной для многих интернациональных компаний", - говорит Даниэла Риккарди (Daniela Riccardi), вице-президент по странам Восточной Европы корпорации "Procter & Gamble", являющейся лидером на российском рынке моющих средств, шампуней и зубных паст. В прошлом году Россия и ее более мелкие соседи, Украина и Белоруссия, поднялись на 13 место в списке общих продаж "P&G" с 17-го места, которое они занимали в 2000 году. Риккарди полагает, что в ближайшие 5-10 лет Россия может подняться в верхнюю пятерку списка.

Растут продажи всех товаров, от пива до краски для волос. Аналитики, следящие за состоянием дел датской пивоваренной компании "Carlsberg", считают обменный курс рубля индикатором прибыли для компании. "Carlsberg" владеет 50-ю процентами акций "Baltic Beverages Holding", производителя популярного пива "Балтика". В прошлом году продажи "Балтики" выросли на 60 процентов, до 537 миллионов долларов. В то время как российские мужчины поглощают больше пива, российские женщины раскупают косметику. В прошлом году продажи компании "L'Oreal" выросли на 52 процента.

Это удивительный и, возможно, хрупкий рост - особенно если учесть, что большинство россиян перебиваются в среднем на 144 доллара в месяц, согласно официальным статистическим данным. Это все еще немного меньше, чем было до кризиса, однако в два с лишним раза больше, чем средняя заработная плата в 1999 году, когда из-за обвала рубля средние ежемесячные доходы россиян упали до 63 долларов в месяц. С тех пор высокие цены на нефть стали причиной экономического роста, который не только пополнил правительственные финансовые запасы, но и повысил зарплаты по стране и придал бизнесменам из неэнергетического сектора уверенность в возможности инвестиций. Реальные чистые доходы за первую половину года выросли на 7,4 процента, что почти в два раза превышает рост валового внутреннего продукта.

Большая часть этих денег идет как раз в кассы розничных магазинов: россияне тратят значительную долю своих средств на еду или другие бытовые товары. Банковская система настолько неразвита, что немногие потребители обременены выплатами по ипотеке или другим кредитам. Так же немногие платят и арендную плату - большинство россиян получили свои квартиры в собственность как раз после распада Советского Союза. "У людей больше денег, - говорит директор "L'Oreal" в России Пекка Хаттанен (Pekka Huttunen). - И они больше верят в будущее, поэтому и тратят больше".

Все это можно, несомненно, отнести к Татьяне Ефимовой, 34-летней программистке, которая ходит по магазину "Auchan" со своим 11-летним сыном и его бабушкой. Доходы ее семьи, которые складываются из ее зарплаты, а также зарплат ее мужа и мамы, составляют 450 долларов в месяц. Везя перед собой магазинную тележку, она наполняет ее стиральным порошком "Ариэль", йогуртами "Данон", и российским парным мясом. Она говорит, что намеревается потратить за это посещение магазина около 50 долларов, и что она придет сюда снова через неделю. "Здесь мы более уверены в качестве", - говорит она.

Мультинациональные компании, такие как "Procter & Gamble" и "Nestle", стремятся удовлетворить этот спрос на качество. Они тратят миллионы долларов на агрессивные рекламные кампании. Они сумели увеличить свое присутствие на рынке после проигрыша возродившемуся российскому производителю в 1999 году. Возьмем, к примеру, продажи шампуня. По данным аналитической компании "ACNielsen Corp.", пять ведущих западных компаний - "Beiersdorf", "L'Oreal", "P&G", "Schwarzkopf-Henkel" и "Unilever" - контролируют 63 процента рынка. "P&G" является крупнейшим самостоятельным рекламодателем в России, который потратил в прошлом году на рекламные цели около 200 миллионов долларов США, по оценке московской финансовой компании "Brunswick UBS Warburg". В то же самое время крупнейший российский рекламодатель, производитель напитков группа компаний "WimmBillDann", потратил около 40 миллионов. Большая часть рекламы приходится на московский регион, в котором сосредоточено 30 процентов рынка розничных товаров России.

Сколько продлится еще этот потребительский бум? Несмотря на недавние успехи, последствия 1998 года все еще сказываются в стране. Доходы всемирных гигантов потребительских товаров в России в этом году упали в два раза. Поэтому, чтобы уменьшить риск дальнейших спадов, эти мультинациональные компании увеличивают объемы местного производства. Это позволяет уменьшить стоимость за счет сокращения высоких таможенных пошлин и защищает от девальвации, которая может снова вытеснить импортные товары с рынка. Так, "Nestle" с 1995 года инвестировала около 200 миллионов долларов в усовершенствование девяти заводов по производству шоколада, мороженого, каш, супов быстрого приготовления и приправ "Магги". Компания "P&G" недавно потратила 50 миллионов долларов на модернизацию своего завода в городе Новомосковске в Тульской области. "Мы больше уверены в экономике, чем раньше, - говорит Даниэла Риккарди из "P&G", - однако никогда не стоит говорить никогда".

На горизонте появляются поводы для беспокойства. Экономисты говорят, что планы правительства увеличить в следующем году расходы на 19,6 процента и увеличить объемы займов могут дестабилизировать экономику. "Будет трудно сохранить нынешний рост, если правительство изменит финансовую политику", - считает глава исследовательского отдела московской финансовой компании "Renaissance Capital".

Однако многие считают, что Россия вышла из периода взлетов-падений последнего десятилетия. Для директора мебельного магазина шведского концерна "Ikea" в России Леннарта Далгрена (Lennart Dahlgren) доказательство этому пришло после событий 11 сентября прошлого года: объемы продаж в "Ikea" упали везде, кроме России. На расширение деятельности в России компания тратит больше средств, чем где-либо. Сейчас у нее в Москве два магазина, и к концу года она планирует открыть третий - в строящемся ею торговом центре стоимостью 250 миллионов долларов, который будет вторым крупнейшим в Европе. Первый магазин имеет больше посетителей, чем любой другой магазин "Ikea" в мире: 4,5 миллиона посетителей в год.

Возможно, рост и замедлится после быстрого выхода экономики из кризиса, однако мультинациональные компании до сих пор рассчитывают на двузначные цифры прибылей на протяжении ближайших нескольких лет. В конце концов, в России ежегодные затраты населения на продукты компании "P&G" составляют всего 3 доллара на человека, против 77 долларов в Соединенных Штатах. Пока Президент Путин сможет удерживать страну на стабильном курсе, потенциал розничных продаж будет огромен. И кассы будут продолжать позвякивать.