Большинство западных государств надеется, что благодаря Совету безопасности Организации Объединенных наций проблема Ирака будет разрешена дипломатическими средствами. В этом заинтересована и Россия, при этом особо важную роль играют экономические интересы. Если раньше доминировал военно-промышленный, то теперь - энергетическо-сырьевой комплекс.
Газета «Известия» отвела в первой десятке списка под названием «Сто локомотивов экономики» первые четыре и еще три места крупнейшим концернам, занятым в сфере энергетики и добычи нефти. «Газпром», «ЕЭС», «Лукойл», «Тюменская нефтяная компания», «Сибирская нефтяная компания» и «Татнефть» - всех их объединяет одна забота: сохранение стабильных цен на высоком уровне.
Высокая конъюнктура в российской экономике находится в прямой зависимости от сырьевых ресурсов. То, что Кремль по этой причине может лучше, чем это предполагалось, обслуживать свои зарубежные долги, совершенно очевидно. Поэтому война против Ирака несет убытки не только России, постоянно повторяют хозяева концернов на каждой встрече с Путиным.
Если из поверженного Ирака на рынок вдруг устремится нефть, это может означать, если еще иметь в виду возможные негативные последствия в связи со строительством нового нефтепровода от побережья Азербайджана к турецкому средиземноморскому потру Джейхан, «национальную катастрофу». Об этом уже не один месяц предупреждают московские аналитики.
Весь мир испытывает большую жажду по иракской нефти. Ее запасы, по оценкам, составляют 112 млрд. баррелей (одна баррель - 159 литров). Еще больше запасы только у Саудовской Аравии, от которой США охотно хотели бы быть независимыми. Поэтому нефтяные магнаты из десятка стран и трутся в Багдаде и, прежде всего, крупный российский нефтяной концерн «Татнефть» и французская компания "TotalFinaElf". Французы получили лицензию на освоение месторождения «Маджнун». Там предполагается наличие крупнейших в стране запасов нефти в размере 30 млрд. баррелей.
«Татнефть» с согласия ООН ведет разведку на северном месторождении «Киркук», запасы которого оцениваются в размере десяти млрд. баррелей. Однако многие соглашения могут быть реализованы только после истечения сроков санкций ООН в отношении режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Нефтяные концерны США уже готовы к этому моменту. Они уже нашли себе союзников среди иракской оппозиции, находящейся в эмиграции. Недавно ее руководители во всеуслышание заявили в Лондоне об идее создания консорциума под руководством США. «Фирмы США получат полный доступ к иракской нефти», - сказал лидер оппозиционного Иракского национального конгресса Ахмед Халаби (Achmed Chalabi).
Багдад, предположительно, создаст по образцу других арабских государств государственную нефтяную компанию, которая затем установит деловые отношения с некоторыми немногими иностранными фирмами, предвещает ученый-экономист Гарри Хуфбауэр (Gary Hufbauer) из вашингтонского Института международной экономики.
Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey) до недавнего времени еще на разные голоса заманивал возможных партнеров по войне, проявляющих нерешительность, говоря: «Франция и Россия должны хорошо понимать, что мы - если они помогут посадить в Ираке благоразумное правительство - сделаем все возможное, чтобы новое правительство и американские нефтяные фирмы допустили и их».