Смена в руководстве российского Центрального банка привела к кое-каким подвижкам среди государственных банков, до сих пор доминирующих в российском банковском секторе. Буквально на следующей неделе второй по величине банк России - «Внешторгбанк» («ВТБ»), - известный за рубежом под названием в английском переводе как "Bank for Foreign Trade", будет передан из собственности Центрального банка российскому правительству. По информации из Министерства финансов, оно заплатит за 99,9% акций «ВТБ» государственными десятилетними облигациями с 6% годовых на общую сумму 42,1 млрд. рублей (1,3 млрд. долларов США). На конец прошлого года акционерный капитал оценивался в размере 1, 84 млрд. долларов США.
То, что Центральный банк расстается со своими банками, это то, чего давно добивались реформаторы, стремившиеся предотвратить конфликт интересов, неизбежно возникающий, когда институт, осуществляющий банковский надзор, является одновременно владельцем важнейших финансово-кредитных учреждений. «ВТБ», созданный при участии Центрального банка и получивший приличный по российским меркам капитал, до сих пор специализировался на внешнеторговых сделках и имел дело с крупными клиентами. Согласно представлениям своего нового руководства, он в будущем должен быть в большей мере универсальным банком, чтобы привлекать вклады клиентов из нового среднего слоя населения и составить конкуренцию на данный момент крупнейшей частной группе «Альфа-Банк». Впрочем, как и прежде, доминирующее положение в российском банковском секторе позволено будет занимать «Сбербанку», вклады которого являются до сих пор единственными, пользующимися государственными гарантиями. Акции «Сбербанка», в частности, можно приобрести на фондовом рынке, но контрольный пакет акций и этого банка находится в руках Центрального банка. В ближайшие три-четыре года избавляться от них он не собирается, поскольку ЦБР и правительство пока рассматривают контроль над этим учреждением в качестве необходимого условия для обеспечения населения всей страны банковскими услугами. Но с «ВТБ», согласно информации премьер-министра Михаила Касьянова, правительство собирается все же окончательно расстаться «в ближайшие пять-семь лет». Уже в течение этого и следующего года правительство намеревается к тому же избавиться от участия в капитале 400 банков, в которых оно является миноритарным акционером.
В прошедший понедельник президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер (Jean Lemierre) подтвердил свой интерес к тому, чтобы внести вклад в создание самоорганизующегося банковского сектора России путем участия ЕБРР в поэтапной приватизации «ВТБ». В качестве первого шага ЕБРР планирует сам приобрести 20% акций «ВТБ» на сумму 300 млн. долларов США. Но прежде предстоит разобраться с вопросами, связанными с оценкой банка и его будущей стратегией. ЕБРР также настаивало до сих пор на праве продажи приобретаемой доли без всяких потерь государству в том случае, если учреждение не будет приватизировано в течение согласованного времени.
Проблемы с поддержкой внешней торговли
Сомнениям относительно реальной готовности государства избавить «ВТБ» от своего непосредственного влияния способствует, среди прочего, успех являвшегося до недавнего времени директором государственного внешнеторгового учреждения «Внешэкономбанк» («ВЭБ») Андрея Костина. Этим летом Костин, считающийся человеком Касьянова, был неожиданно назначен руководителем «ВТБ». С того времени Костину практически удалось реализовать свою давнюю идею об объединении крупных государственных кредитно-финансовых учреждений. Буквально в течение нескольких месяцев прямо не связанные с правительством коммерческие операции «ВЭБ», а также портфельные кредиты в размере 340 млн. долларов США были переданы «ВТБ». Сам «ВЭБ» в будущем уже не должен заниматься коммерческой деятельностью. Ему, с одной стороны, предстоит взять на себя роль агентства по долгам Министерства финансов, а с другой, - контрольный пакет акций «Росэксимбанка», который должен будет организовать государственную поддержку экспорта и создать систему внешнеторгового страхования. Впрочем, поскольку у «ВЭБ» и государства нет денег, чтобы обеспечить достаточными средствами систему страхования в одиночку, Министерство финансов уже высказало пожелание, чтобы в капитале «Росэксимбанка» поучаствовал и «ВТБ». Правда, будет ли это на пользу упрочению независимости и намерениям, связанным с приватизацией банка, - вопрос более чем проблематичный.