Несмотря на старания президента США Джорджа Буша (George Bush), который делает ставку на российскую нефть как на альтернативу нефти ближневосточной, американские компании медлят инвестировать в Россию свои капиталы. Это стало особенно заметным после того, как у России появились значительные проблемы практического характера, связанные с доставкой нефти из страны на рынки.
Но одной из американо-российских конференций, состоявшейся на прошедшей неделе и организованной при поддержке администрации США, менеджеры американских нефтяных концернов "Conoco-Philipps" и "Chevron-Texaco" дали ясно понять, что они готовы продолжать инвестировать в Россию, являющуюся крупнейшим производителем нефти в мире, только тогда, когда будут уверены в рамочных условиях. «Надежные партнеры устанавливают понятные основополагающие правила, - сказал вице-президент компании "Chevron-Texaco" Петер Роберсон (Peter Roberison) в своей речи в Букеровском институте, где проходила конференция. - Никаких секретных вопросов, никаких меняющихся стандартов». К этому следует добавить проблему практического характера: как добраться до российской нефти.
Супертанкеры, которые могут доставлять нефть через Черное море, с трудом находят место в проливе Босфор, поэтому предпочтительнее использовать суда меньшего водоизмещения. Нефтепровод из азербайджанского Баку на Каспийском море в Джейхан до турецкого средиземноморского побережья, будет сдан в эксплуатацию не ранее чем через пять лет.
Администрация Буша понимает всю нестабильность ситуации на Ближнем Востоке и потому считает американо-российское партнерство в сфере энергетики для снабжения нефтью неизбежным. «В этом заключается будущее», - заявил министр торговли Дональд Эванс (Donald Evans) в связи с конференцией в Хьюстоне. По данным российских компаний, производство которых за прошедшие два года возросло более чем на 20 процентов, им достаточно своих собственных денег, чтобы в ближайшем будущем увеличивать добычу ежедневно с нынешних 7,7 миллионов баррелей примерно на восемь процентов ежегодно. Россия экспортирует, примерно, 4,7 миллиона баррелей нефти ежедневно, что соответствует 20 процентам ее потребления в США.
Однако российский министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что в ближайшие годы, чтобы поднять уровень добычи до восьми миллиардов баррелей, российской нефтяной промышленности необходим ежегодно один миллиард долларов США (1,02 млрд. евро) инвестиций. Без инвестиций иностранных компаний нынешний рост можно будет сохранить не более чем в течение пары лет.
Если европейские производители нефти, такие, как "BP" и "Totalfina Elf", ведут последний год агрессивную политику и вкладывают деньги в новые проекты, то большинство компаний США в России пока не работает. «Желания задействовать в России долгосрочные инвестиции еще никогда не было большим, чем сегодня, - говорит президент компании "Conoco-Philipps" Арчи Данхэм (Archie Dunham), - но из-за неопределенности правовых и экономических рамочных условий сделать инвестиции экономически привлекательными не удалось». Согласно Данхэму, в России из-за недостатка законодательной базы замораживается 28 иностранных нефтяных проектов. Американский производитель нефти "ExxonMobil" - один из немногих концернов, который может рассчитывать на разрешение. В прошлом году концерн вложил капиталы в проект, который реализуется на острове Сахалин, на крайнем востоке России, стоимостью двенадцать миллиардов долларов США.
Однако беспокойство по поводу зарубежной конкуренции удержало законодателей от принятия законов, которые создавали бы предпосылки для совместной добычи нефти. В июне они, наконец, дали промежуточное согласие на принятие важного закона, связанного с налогами, но требуется принятие и других законов.
Но даже если российская нефть оказалась в США, американская нефтеперерабатывающая промышленность была бы не в состоянии ее перерабатывать. В последние десять лет большая часть инвестиций была вложена в оснащение американской промышленности оборудованием для переработки тяжелой смеси из Венесуэлы и Мексики, а не для легкого варианта, который связан с Россией. Смесь из России отличает большое содержание серы.
Белый дом и Кремль, тем не менее, хотят добиться более тесного партнерства. «Мы в США сейчас уже свыклись с мыслью, что в какой-то мере будем в зависимости от российской нефти, - говорит бывший американский посол в России Джеймс Коллинз (James Collins). - Десять лет назад это было немыслимым».