В книге британского историка Энтони Бивора на основании неопубликованных источников скрупулезно описывается вступление советских войск в немецкую столицу, кульминационным моментом которого стало самоубийство Адольфа Гитлера 30 апреля 1945 года. Повествование характеризует историческая точность и кинематографический ритм
29 апреля 1945 года, воскресенье. Советские войска под командованием маршала Жукова находятся всего в каких-нибудь восьмистах метрах от Рейхстага - и в полутора тысячах метров от здания Рейхсканцелярии, в бункере которого последние дни своей жизни проводит фюрер и не успевшее покинуть его окружение. Гиммлер (Himmler) и Геринг (Goering) уже бежали. В тот день один из офицеров гау (округа - прим. пер.) Берлина объявил о бракосочетании Гитлера и Евы Браун (Eva Braun).
Град гаубичных снарядов, обрушившийся на столицу Германии, поднял в центре города целое облако пыли. Когда оно рассеивалось, командование советской армии, расположившееся на противоположном берегу реки Шпрее, возле моста Мольтке, могло наблюдать за медленным продвижением своих солдат под прикрытием танков Т-34. Но чтобы перейти через Кенигсплац и взять символ Германии - здание Рейхстага, придется пролить еще немало крови. Два месяца назад, когда Красная Армия перешла Вистулу и начала свое победоносное наступление на столицу Германии, Сталин преследовал две цели: Берлин и Рейхсканцелярия, или, как он говорил, «логово фашисткой заразы». Герой Сталинградского сражения Жуков хотел, чтобы красный флаг развивался над Рейхстагом до первомайского парада, который должен был пройти на Красной площади в Москве: это бы доставило удовольствие Сталину, а, кроме того, дало бы возможность захватить Гитлера еще живым. Советский маршал вот-вот должен был достичь своей цели.
Пережить падение нацистского Берлина - захватывающее приключение. Британский историк, бывший военный Энтони Бивор изучил колоссальное количество не публиковавшихся прежде свидетельств и документов и собрал их в книге «Берлин. Падение: 1945» (издательство «Critica»). В книге шаг за шагом - чуть ли не час за часом - описывается одно из самых жестоких и решающих сражений второй мировой войны. Бивор с почти кинематографической точностью воссоздает картину взятия Берлина на основе архивов бывшего Советского Союза, Великобритании, Швейцарии, Франции, Соединенных Штатов, отталкиваясь от воспоминаний многих очевидцев той трагедии, неизданных дневников и писем солдат своим родным. На тот момент в Берлине находилось три с половиной миллиона человек, не считая сотен тысяч беженцев, спасавшихся от наступления советских войск, проходивших через Померанию, Силезию, Краков, Восточную Пруссию.
Предыдущая книга Бивора «Сталинград» (изд. Critica 2000) о легендарном сражении конца 1942 года выдерживает уже восьмое издание (в Испании продано более 30000 экземпляров). А в «Берлине» историк ставит перед собой амбициозную задачу: взяв за основу рассказ о продвижении советской армии на запад, он повествует о его политических, дипломатических, социальных последствиях и том влиянии, которое оно оказало на его непосредственных участников. Так в своей книге Бивор, наряду с рассказом об убежденности Сталина в необходимости скорейшего взятия Берлина, о наивности Рузвельта (Roosevelt), гневе Черчилля (Churchill) и паранойе Гитлера (Hitler), приводит и свидетельства о жестокости, как с той, так и с другой стороны: грабежи, массовые казни, изнасилования, распри между штабами фронтов - кто-то пытался первым занять Берлин, кто-то захватить и поделить остатки Третьего Рейха.
Дом вирусов
Глава Советского Союза преследовал не только стратегические цели, строя планы на будущее Центральной Европы. Сталин хотел прибрать к рукам ядерные программы, над которыми работали немецкие ученые, и запасы урана, требуемого для изготовления атомной бомбы. Советские разведслужбы были прекрасно осведомлены о том, что персонал, занимавшийся подобными разработками, и весь необходимый материал находились в так называемом «доме вирусов» - в Институте физики кайзера Вильгельма, в Далеме, в южной части Берлина.
Именно поэтому Сталин бросил полтора миллиона человек на захват Берлина, который защищали лишь пятьсот тысяч человек ( значительную часть этих солдат составляли дети до 16 лет, старики старше 60-ти лет и раненные солдаты, вернувшиеся с фронта); 40000 пушек и минометов - против 5000 немецких; 6000 единиц бронетехники - против тысячи немецких бронемашин и 7000 самолетов советской авиации. Советские самолеты очень быстро вывели из строя 1000 немецких самолетов, не подготовленных к ведению военных действий.
Нисхождение в ад
Бивор спускается в самое пекло Берлина; благодаря воспоминаниям очевидцев, влезает в шкуру страдающих от нестерпимых мук берлинцев, описывает ту «страшную клаустрофобию, которая пронизывала все существование жителей города, вынужденных скрываться от бесконечных бомбежек в бомбоубежищах и подвалах». Жизнь берлинцев в конце войны - это нескончаемая борьба за воду, которую доставали из городских источников, борьба, стоившая жизни очень многим немцам, и попытка превозмочь «едкий, везде проникающий запах гари, пропитавший воздух темный от сажи и кирпичной пыли, и - постоянный привкус земли на зубах».
Бивор останавливает свое внимание на том, насколько запутанными были боевые действия между армиями двух противников, начиная с того самого момента, как советские войска перешли Вистулу; историк затрагивает в своей книге и отношения между союзниками и русскими, рассказывает о том, как Сталину удалось обмануть Рузвельта и Эйзенхауэра (Eisenhower), указав на «незначительную важность захвата Берлина» (тем самым советскому лидеру удалось приостановить продвижение войск союзников, наступавших на германскую столицу с запада).
Бивор рассказывает и о событиях, которые происходили в самом сердце бункера под Рейхсканцелярией. Там находился больной, сильно постаревший Гитлер, до сознания которого никак не могла дойти мысль, что война проиграна; фюрер все еще тешил старческую надежду, что ему удастся положить конец наступлению советской армии. Всего лишь за считанные дни он несколько раз переформировывал свой генеральный штаб, понизил в должности нескольких командующих армией, поскольку был убежден, что генералы Вермахта готовят против него заговор. В это же самое время его «верный» Гиммлер пытался договориться с союзниками, чтобы совместными усилиями бороться против Сталина.
Падение Третьего Рейха было для кого-то угрозой, для кого-то освобождением, но большинству очевидцев конца войны оно казалось огромной неясностью, несущей с собой страх. Говоря об этом, Бивор имеет в виду страх берлинцев перед солдатами советской армии; страх во многом основанный на боязни мести за зверства немецких военных во время оккупации СССР и порожденный пропагандистской кампанией Геббельса, кричавшей о «красных варварах».
Эротическая лихорадка
На той войне были и бесчинства, от которых кровь холодеет в жилах, и удивительный героизм - свидетельства о них Бивор постоянно приводит в своей книге. Но, кроме того, были и некоторые моменты, вызывающие одно лишь изумление. Бивор приводит в своей книге записи из дневника одной из последних секретарш Гитлера - Траудль Юнге (Traudl Junge) - которая описывает следующие сцены, происходившие на верхнем этаже Канцелярии, через некоторое время после театрального бракосочетания Адольфа и Гитлера, состоявшегося непосредственно перед их самоубийством: «Создавалось впечатление, что все страдают от любовной лихорадки. В самых разных местах, даже в кресле зубного врача можно было увидеть парочки, извивающиеся в сладострастных объятиях. Женщины забыли о чувстве собственного достоинства и без конца демонстрировали всем самые интимные места. Офицеры СС, выходившие из здания на улицу в поисках дезертиров, скрывавшихся в подвалах или просто попадавшихся на улицах города, занимались тем, что совращали молоденьких голодных девушек, которых прельщала мысль оказаться в самой Канцелярии┘. Это был самый настоящий Апокалипсис авторитарного правления, а бетонная подводная лодка Рейхсканцелярии была самым подходящим местом для этого ада, место которого было, скорее, в каком-нибудь экзистенциальном театре».
Книга Бивора, в которой можно найти и рассказ о перелете высших военных чинов Вермахта в Испанию («рейс золотых фазанов») на закамуфлированных немецких самолетах, снабжена картами, помогающими разобраться читателю в одном из самых значительных сражений в истории ХХ-го столетия.