Вашингтон, 8 октября 2002 года. Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) подавал вчерашнее выступление президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) как шанс объяснить среднему американцу, почему необходимо разоружить и заменить иракского президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Эта речь прозвучала как раз вовремя.
Несмотря на то, что г-н Буш-младший в последние дни получил заверения в том, что конгресс США подавляющим большинством одобрит его военную акцию (против Ирака - прим. пер.), опросы общественного мнения показали, что энтузиазм общественности по поводу такой акции является прохладным и убывающим. Американцы остаются не уверенными в том, что г-н Хусейн представляет для них угрозу, и не убежденными в отношении наилучшего способа предотвращения этой угрозы.
Вчера вечером г-н Буш-младший признал многочисленные сомнения, которые есть у американцев в отношении конфронтации с Ираком, и предложил адвокатское опровержение этих сомнений. "Многие американцы ставят законные вопросы, - сказал г-н Буш-младший. - О характере угрозы. О том, как срочно нужно принять меры. И почему нам следует озаботиться этим именно сейчас?"
Как и ожидалось, г-н Буш-младший прошлым вечером почти не сообщил новой информации, кроме как рассказал, что в Ираке растет число самолетов, способных доставлять к целям , быть может, даже на территории Соединенных Штатов, химическое и биологическое оружие.
Вместо этого он включил в свою речь элементы, которые варьировали от попытки напугать слушателей ("Ирак может создать ядерный боеприпас в срок менее 1 года") до попытки их успокоить ("Мы будем действовать вместе с нашими союзниками"), от воинственных высказываний ("Саддам Хусейн является самоубийственным диктатором, помешанным на обладании оружием массового поражения") до отрезвляющих суждений ("Военный конфликт может оказаться тяжелым"). Целью этой речи было дать побольше свидетельств - неубедительных в большинстве своем, с точки зрения специалистов по безопасности - которые рисовали Ирак как явную угрозу для Соединенных Штатов и как твердого союзника "Аль-Каиды".
Точно так же, как это сделал г-н Буш-младший в ООН месяц назад, когда представил себя как поборника многосторонней акции, а не ее противника, прошлым вечером он попытался перевернуть вверх ногами все аргументы против себя. Для тех, кто высказывает сомнения, что президент ведет страну к опасной и непродуманной военной авантюре, г-н Буш-младший выдвинул довод, что именно он следует наиболее безопасным путем. "Не существует легкого или безопасного пути, - сказал он. - Некоторые утверждают, что нам следует выждать, и это тоже точка зрения. Но, как мне кажется, это самая рискованная из всех опций".
Официальные лица в Белом доме озабочены тем, что поддержка общественностью применения силы против г-на Хусейна сократилась, несмотря на то, что поддержка г-на Буша-младшего в конгрессе усиливается. Опубликованные вчера результаты недавнего опроса общественного мнения Институтом Гэллапа свидетельствуют, что незначительное большинство американцев - 53% - положительно относятся к наземному вторжению в Ирак (в июне их было 61%, а в ноябре прошлого года - 74%). Опрос, проведенный редакцией "ABC News" и опубликованный тоже вчера, показал, что 50% американцев согласны с утверждением, что дипломатия в случае с Ираком не работает, и что близится время для военной акции; 44% выступают за то, чтобы повременить с военной акцией и попытаться решить проблему дипломатическими путями.
Расхождение во мнениях между рядовыми американцами и их избранными представителями свидетельствует о том, что администрация США в данном случае приложила неравноценные усилия к убеждению этих категорий граждан в правоте своего курса действий - и поэтому вчерашняя речь г-на Буша-младшего должна была это положение исправить. "Они пока еще по-настоящему не пытались объяснить американскому народу необходимость военной акции", - сказал Джон Вивер (John Weaver), советник нескольких кандидатов в члены конгресса США от Демократической партии.
Помощники г-на Буша-младшего интерпретируют результаты опросов общественного мнения как то, что американцы толкуют сомнения в пользу г-на Буша-младшего, но не убеждены достоинствами его аргументов. В краткосрочной перспективе такая амбивалентность не является проблемой. История свидетельствует, что, как только Соединенные Штаты начинают военную акцию, резкое усиление общественной поддержки этой акции практически обеспечено. Однако слабая поддержка может представлять потенциальные проблемы в более длительной перспективе. Коли у американцев имеются сомнения относительно того, нужна ли вообще такая акция, их поддержка может ослабнуть, если конфликт в Ираке станет кровопролитным и продолжительным.
Памятуя об этом, администрация США вчера вечером вознамерилась более полно и методично изложить американской общественности свои обоснования необходимости войны. Их аргументы не были новыми, но компоновка была новой. Г-н Буш-младший воздержался от большинства крикливых штампов в отношении Ирака, которые в прошлом вызывали аплодисменты публики. Вместо этого он трезво рассуждал, стоя у карты мира в Музейном центре города Цинциннати, Соединенные Штаты у него за правым плечом, а Персидский залив - за левым. Белый дом выбрал место для выступления - штат Огайо - потому что в этом регионе нет конкурентной гонки, которая могла бы заставить думать, что г-н Буш-младший пытается делать политику на войне. А для того чтобы сделать угрозу более убедительной, помощники г-на Буша-младшего решили рассекретить для этого выступления серию снимков военных объектов г-на Хусейна, сделанных когда-то в прошлом и сегодня.
Для тех, кто сомневается, почему Ирак представляет собой уникальную угрозу, г-н Буш-младший сказал: "Потому что он собирает самые серьезные опасности нашего века в одном месте". Для тех, кто доказывает, что Ирак отвлечет Америку от войны с терроризмом, г-н Буш-младший ответил, что "Противодействие угрозе, которую представляет Ирак, критически важно для того, чтобы выиграть войну с террором". Для тех, кто гадал, насколько близок г-н Хусейн к ядерной бомбе, он ответил: "Ну, мы точно не знаем, и в этом-то вся проблема".
Г-н Буш-младший постарался привязать Ирак к "Аль-Каиде", даже упомянул некоего лидера террористов, якобы имевшего отношение к химическим и биологическим нападениям, который в этом году находился на лечении в Багдаде. Но, хотя наличие связей между Ираком и "Аль-Каидой" является предметом жарких дебатов, г-н Буш-младший в конечном итоге все-таки увязал их вместе, указав на новое чувство уязвимости, которое приобрели американцы после 11 сентября прошлого года - что Ирак может угрожать американцам на их собственной земле.
"Мы были полны решимости тогда, и мы полны решимости сегодня отразить любую угрозу, откуда бы она ни исходила, которая могла бы внезапно обрушить на Америку ужас и страдания", - сказал он.