Содружество независимых государств (СНГ) возрождается к новой жизни именно в момент своего тяжелейшего кризиса. С понедельника опасность войны между Россией и Грузией в значительной мере преодолена. Содружество государств, которое родилось на развалинах СССР, теперь в новом порыве готово совместно решать все задачи, начиная от борьбы с терроризмом и кончая общим экономическим подъемом.
У причины прорыва на саммите СНГ в Кишиневе, а он совпал с 50-летним юбилеем главы Кремля Владимира Путина, есть вполне определенное имя. Грузинский президент Эдуард Шеварднадзе пошел на значительные уступки своему российскому коллеге. Не только потому, что решился принять участие во встрече, в чем прежде сомневался. Опытный дипломат, очевидно, правильно понял приметы времени: Путин, так или иначе, все равно будет кардинально кончать с чеченской угрозой, исходящей из Панкисского ущелья. А поскольку в настоящее время Грузии необходима поддержка США, а Вашингтону - поддержка Москвы в Совете безопасности ООН, Тбилиси может лишиться самой мощной опоры.
Следовательно, Шеварднадзе выбрал из двух зол меньшее: выдачу арестованных чеченцев; военное сотрудничество с Россией - в случае необходимости и на территории своей страны, где Кремль и без того содержит шесть бывших советских военных баз; консультации оперативного характера с московским генералитетом, который при случае поносит грузинского главу государства, называя его «кавказским Арафатом» (Arafat) или «главарем талибов». Чем в данном случае рискует Шеварднадзе, лежит на поверхности: кажущееся запрограммированным получение еще большего российского влияния, а в один прекрасный момент свое собственное отстранение от власти марионеткой Москвы. Равноправным партнером в плане совместного обеспечения безопасности границ он никогда не будет.
И все же Шеварднадзе, похоже, тоже делает ставку на время. США рано или поздно решат в ООН свою проблему, связанную с режимом в Ираке. Кроме того, в 2005 году полностью войдет в эксплуатацию новый каспийский нефтепровод, который пройдет по территории Грузии. Тогда национальные и международные интересы будет трудно отделить друг от друга.