Президент России Владимир Путин находит поддержку своему прозападному курсу в большей мере среди своих граждан, чем у скептически настроенной политической и военной элиты. В исследовании под названием «Германия и Европа в глазах россиян», подготовленном Фондом Фридриха Эберта (Friedrich Ebert) и Российской академией наук на основе опроса 1 750 человек, делается вывод, что более 80 процентов россиян оценивает внешнюю политику главы Кремля «однозначно позитивно или, скорее, позитивно».
Путин, поставивший Россию в строй антитеррористической коалиции, приведший ее в клуб восьми самых развитых экономически стран мира, добившийся признания России со стороны США и Европы страной с рыночной экономикой, за два года пребывания на посту президента поднял международный авторитет России - в этом уверено большинство россиян. Ко времени начала его правления в 2000 году позитивные тенденции видел только каждый двадцатый россиянин.
Между тем, о безоговорочно прозападном курсе большинство не желает ничего знать. Конечно, было правильно поддержать американцев в борьбе против террористов. В то же время большинство россиян против военного присутствия США после событий 11 сентября 2001 года на «заднем дворе» России - в Средней Азии и на Кавказе. Постепенно исчезает чувство, будто страна еще остается сверхдержавой. Большинство россиян придерживается мнения, что больше не обязательно вмешиваться в международные конфликты.
Образ Германии видится преимущественно дружественным. 68 процентов россиян воспринимает Германию позитивно и только 14 процентов - негативно. Германия, в представлении россиян «страна порядка и дисциплины», «страна, у которой можно чему-то научиться», но она же «виновница в развязывании второй мировой войны». Когда вспоминают Германию, в голову сначала приходит «Великая Отечественная война», затем марки продукции, такие, как «Мерседес», «Сименс», «Бош». При оценке немцев россиянам приходят в голову такие определения, как точность, пунктуальность, расчетливость, законопослушание, деловитость и скупость. Сами себя они находят гостеприимными, добрыми, терпеливыми, мужественными, необязательными и неряшливыми.
Если Германию и Европу россияне находят привлекательными, то к США это не относится. За последние годы стало больше враждебности. Если в 1995 году положительно относились к американцам 77 процентов, то сегодня только 38 процентов россиян.
Относится ли Россия к Европе? Или будучи, собственно, евразийским континентом - к Азии? На этот вопрос, который вызывал в России ожесточенные споры между западниками и славянофилами еще в начале 19-го века, россияне не дали определенного ответа и сегодня. 41 процент опрошенных считает Россию частью Европы, 35 процентов хотят видеть в своем отечестве собственную «евразийскую цивилизацию, центр которой будет смещен на Восток». Несмотря на это, большинство россиян за то, чтобы сделать все возможное для вступления в Европейский союз.
Между тем, о настоящей любви между Россией и Европой не может быть и речи. Западная Европа, говорит большинство, заинтересована исключительно в том, чтобы получать из России сырье и природный газ. При словах Западная Европа у россиян возникают приятные ассоциации, связанные с благополучием, комфортом, цивилизацией и правами человека. Если они вспоминают о своей стране, то им бросается в глаза, как россияне борются друг с другом. Наряду с негативными понятиями, такими, как кризис, наркотики и моральное разложение, им в голову приходят такие черты - будто в утешение, - как патриотизм, интеллектуальность и духовность.