Мы знаем о человеке, который написал "Алису в Стране Чудес" одну вещь - он любил маленьких девочек. Но всегда существовал непростой вопрос - насколько сильно? Льюис Кэрролл (Lewis Carroll), чье настоящее имя - Артур Доджсон (Arthur Dodgson - так в тексте; настоящее имя писателя - Чарльз Лаутидж Доджсон - прим. пер.), был как писателем и математиком, так и страстным фотографом. После своей смерти в 1898 году он оставил сотни фотографий с изображениями "маленьких миссис", безумную любовь к которым он пронес через всю свою жизнь. До сих пор так и не было обнаружено доказательств того, что Кэрролл имел с ними сексуальные отношения. Однако по прошествии времени эти фотографии, наряду с восторженными записями в дневниках, посвященными его не достигшим половой зрелости "подружкам", сделали Кэрролла кем-то вроде Майкла Джексона (Michael Jackson) викторианской эпохи. Чем больше он говорит о детях, тем больше у вас появляется мурашек.
Книги про Алису будут пользоваться успехом всегда - это наиболее популярные и любимые произведения детской литературы. Проблема Льюиса Кэрролла тоже будет существовать всегда. Сегодня эту проблему затрагивают новая выставка и восхитительная новая книга. "Мечты в фотографиях" - чарующая выставка сделанных Кэрроллом фотопортретов взрослых и детей, открывшаяся в Музее современного искусства в Сан-Франциско, которая побывает в Хьюстоне, Нью-Йорке и Чикаго. Этой проблеме посвящена и книга писательницы Френсин Проуз (Francine Prose) "Жизнь муз", в которой она повествует о женщинах, вдохновлявших мужчин-творцов, от Самюэля Джонсона (Samuel Johnson) до Джона Леннона (John Lennon). "Жизнь муз значительно расширяет наши ограниченные представления об Эросе", - в эти представления включаются и не совсем сексуальное, но и не совсем целомудренное увлечение Кэрролла. Одна из глав книги посвящена Алисе Лидделл (Alice Liddell), маленькой девочке, которая вдохновила Кэрролла на написание "Алисы в Стране Чудес". Он придумал эту историю, чтобы развлечь ее в один из теплых дней 1862 года, а затем записал эту историю по ее просьбе.
Устроители Сан-францисской выставки, организованной руководителем отдела фотографий Музея современного искусства Дугласом Никелем (Douglas R. Nickel), хотят убедить нас в том, что Кэрролл мог иметь совершенно невинные цели, фотографируя детей. Проуз избирает более мудрый путь, она едко отзывается о Кэрролле и оставляет висеть в воздухе очевидные вопросы. Более мудрый, потому что страстная привязанность Кэрролла к маленьким девочкам кажется нам слишком горячей. Он встречал их в поездах, в магазинах, на пляжах. Он носил с собой игрушки-головоломки, чтобы завлекать их и писал им письма, чтобы напомнить им о том, что "мы еще помним друг о друге и испытываем друг к другу трепетную привязанность".
Ученые постоянно предупреждают, что на 19-й век нельзя смотреть с точки зрения современности и говорить о сексе там, где жители викторианской эпохи видели только мягкую невинность. Однако как бы вы не описывали сделанную Кэрроллом знаменитую фотографию семилетней Алисы, с которой на нас смотрит сексапильная попрошайка, слово "девочка" тут не подходит. Ее свободная поза, ее одеяние, оголяющее одно плечо, ее откровенный взгляд - этой соблазнительной невинности может быть присвоен рейтинг категории "R" (для лиц старше 17 лет - прим. пер.). Отсюда недалеко до соблазнительных ковбойских нарядов ДжонБенет Рамси (JonBenet Ramsey - шестилетняя Королева красоты - прим. пер.). Хотя Проуз и сомневается, что Кэрролл был активным педофилом, она не отрицает наличие эротического оттенка в его фотографиях. "Где мы можем провести черту между духовным и плотским?", - вопрошает она. Ответ зависает в воздухе.