10 октября 2002 года. Сегодня вечером премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) летит в Москву для важных переговоров с президентом России Владимиром Путиным после того, как вчера Лондон и Москва заняли резко отличные позиции относительно войны против Ирака.
Премьер-министр самым недвусмысленным образом заявил, что Великобритания поддержит Соединенные Штаты в их стремлении уничтожить оружие массового поражения (ОМП) иракского президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein), будет или нет эта акция поддержана Россией и остальными членами Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН). Но в тот самый момент, когда г-н Блэр это говорил, Кремль подчеркнул свою глубокую озабоченность перспективой военной акции в стране, где у России имеются огромные экономические интересы.
Один высокопоставленный советник г-на Путина назвал недавно опубликованное Великобританией досье по вооружениям г-на Хусейна рекламным трюком и сказал, что нет доказательств, что Ирак представляет угрозу для мировой безопасности.
Г-н Блэр должен отобедать с г-ном Путиным и провести ночь на президентской даче в Завидово, в 80 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) севернее Москвы. Но ввиду имеющихся между ними разногласий их тесная дружба, сформировавшаяся в ходе не менее шести встреч за последние 30 месяцев, подвергнется таким испытаниям, каких до этого не было.
Г-н Блэр неоднократно подчеркивал, что хочет действовать под эгидой ООН, не в меньшей степени потому, что односторонняя акция может спровоцировать международный кризис и расколоть Лейбористскую партию. Но он сказал репортеру "BBC World Service": "Это (действия через ООН) является для нас предпочтительным, но никому не следует подвергать сомнению, что, если эта проблема (с Ираком - прим. пер.) не будет решена таким путем, то придется решать ее иными способами". Он добавил, что, хотя война не является неизбежной, ОМП г-на Хусейна будет нейтрализовано "так или иначе".
Г-н Блэр сказал, что Соединенные Штаты и Великобритания считают Россию "нашим партнером в этом вопросе", добавив, что существует согласие относительно необходимости добиться выполнения существующих резолюций ООН по Ираку, "но нам нужно обсудить, как лучше это сделать".
Россия, как известно, имеет право вето в СБ ООН, и специальный помощник г-на Путина Сергей Ястржембский вчера выступил с острой и на удивление откровенной критикой политики США в отношении Ирака.
"Пока что международное сообщество не получило доказательств, что Ирак располагает ОМП. Я имею в виду, в том числе, и хорошо известный документ, обнародованный в Лондоне, - сказал он журналистам в Москве. - Можно было бы назвать это пиаровской поддержкой возможных ударов".
Россияне не испытывают особых симпатий к г-ну Хусейну, сказал г-н Ястржембский, но "в Уставе ООН не сказано, что ООН может менять правящие режимы".
Он выразил озабоченность по поводу экономических интересов России в постхусейновском Ираке. "Российские нефтяные компании зарабатывают хорошие деньги, и многие российские нефтяные компании уже имеют (в Ираке - прим. пер.) месторождения, которые они хотят разрабатывать", - сказал он, но устранение от власти г-на Хусейна означало бы конец санкций ООН против Ирака, неограниченный возврат иракской нефти на мировой рынок и резкое падение цен (на нефть - прим. пер.).
Это могло бы означать "очень печальный" исход для России, которой Ирак задолжал от 8 до 10 млрд. долл. США. "Что, если цена на нефть опустится ниже 10 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л)? - спросил он. - Это привело бы к тяжелым последствиям для российской экономики".
Г-н Ястржембский высказал мнение, что за угрозами военной акции Америки стоят экономические соображения. России нужно знать, что целью (планируемой военной акции США - прим. пер.) не является дестабилизация нефтяных рынков.
Комментарии г-на Ястржембского, несмотря на их тон, дали английским и американским дипломатам надежду, что согласие все еще может быть достигнуто. Один высокопоставленный английский дипломат заявил: "В России существуют лобби и заявленные интересы, которые необходимо преодолеть, но в конечном итоге Россию можно уговорить принять нашу точку зрения". Этот чиновник, который сопровождал министра иностранных дел Великобритании Джека Стро (Jack Straw) в поездке по Ближнему Востоку, добавил: "Это, безусловно, не будет таким трудным, как уговаривание России стать на нашу сторону в Косово".
Епископы англиканской церкви вчера заявили, что война против Ирака без поддержки ООН является неприемлемой. Они признали, что военная акция иногда может быть оправдана "как крайнее средство" принуждения к выполнению резолюций ООН, но добавили, что данная военная акция не отвечает христианским критериям "справедливой войны".