Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Литовцы всегда думали по-западному»

Интервью президента Литвы Валдаса Адамкуса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для Литвы наступила горячая пора. В конце месяца ЕС будет принимать решение относительно приема прибалтийского государства в свои члены, в ноябре своим членом ей предложит стать НАТО. Страна готова к этому, говорит глава прибалтийской республики. 75-летний президент Валдас Адамкус считает, что тем самым достигаются две важнейшие цели

"SZ": Литва, наконец-то, прибыла в Европу?

Адамкус: Мы стартовали лишь спустя 18 месяцев после первой группы стран, приглашенных в ЕС. Я не думаю, что кто-то думал, будто мы будем догонять первую группу. Теперь мы даже возглавляем ее.

"SZ": По сравнению с другими кандидатами в Литве отношение к ЕС более прохладное. Вы не боитесь, что референдум все перечеркнет?

Адамкус: Нет. В последние годы за вступление было 56 процентов населения, это относительно небольшой показатель. Наши правительства ни разу по-настоящему не пытались разъяснить литовцам, что значит членство в ЕС. Если учесть это, то на референдуме за вступление выскажется более 60 процентов населения.

"SZ": Люди уже понимают, что они мыслят по-европейски?

Адамкус: В определенной мере, да. После распада СССР был полный политический мрак. Нам удалось за десять лет реформировать наши институты, нашу политическую жизнь, обратиться к демократическим формам. Это показывает, насколько силен литовский народ и насколько он свободолюбив. Он всегда мыслил по-западному.

"SZ": Внутренний валовой продукт составляет 38 процентов от среднего уровня по ЕС, велик уровень бедности. Не наступит ли после вступления в ЕС большое разочарование, если это не изменится к лучшему быстро?

Адамкус: Я не думаю. Экономика растет, последние показатели - 4,7 процента. После распада СССР нам пришлось пережить трудные времена. Почти весь экспорт шел в Россию, мы были вынуждены искать новые рынки. Сейчас мы экспортируем больше 50 процентов на Запад, растет объем иностранных инвестиций.

"SZ": Вы не боитесь оттока квалифицированной рабочей силы?

Адамкус: Уровень безработицы составляет более десяти процентов, люди ищут работу получше, это мы должны учитывать. В Ирландии это тоже, в свое время, было проблемой, теперь многие возвращаются на родину.

"SZ": Брюссель хвалит антикоррупционную программу, но напоминает, что ее необходимо осуществлять.

Адамкус: Есть проблема, но это атавизм, доставшийся от советских времен. Существуют коррупция, мафия, но, между тем, стали лучше работать органы юстиции. С некоторыми преступными группировками мы покончили. Но нужно еще время.

"SZ": Нерешенной остается проблема с Калининградом. Вы можете понять россиян, которые задают вопрос: зачем мне нужна виза, чтобы добраться из одной части России в другую?

Адамкус: Да, очень понимаю. Это логично, но ситуация вокруг Калининграда единственная в своем роде, и в политическом, и в географическом плане. Задействовано слишком много сторон: Литва, Россия, Польша и Европейский союз.

"SZ": Будет ли принято решение о введении визового режима?

Адамкус: В ходе исполнения обязательств по отношению к ЕС мы заявили о введении визового режима. Мы, однако, проявляем гибкость и открыты для продолжения переговоров. Россия дала очень ясно понять, что не будет принимать во внимание визовый режим в том виде, в котором он сегодня обсуждается. Мы руководствуемся принципом, что никто не должен нарушать наши обязательства как члена Шенгенского соглашения. Это задача ЕС.

"SZ": По поводу вступления в НАТО: почему это для Литвы так важно?

Адамкус: Мы получаем возможность, доказать свое ответственность за безопасность Европы. Но НАТО означает для нас не только военный альянс, который защищает Литву. Он предоставляет также защиту для иностранного капитала.

"SZ": Но ЕС разрабатывает свою собственную концепцию безопасности.

Адамкус: Это пока в теории. НАТО уже участвует в некоторых операциях, в таких акциях, как в бывшей Югославии. Даже если у ЕС появится своя собственная армия, он будет координировать свои действия с НАТО.

"SZ": Что Вы можете предложить НАТО?

Адамкус: Примерно, тысяча солдат уже принимает участие в миротворческих операциях. Мы также посылаем свои подразделения специального назначения в Афганистан. Иными словами, мы уже помогаем в антитеррористической борьбе.