Сегодня об апокалипсисе можно поболтать в определенной степени и непринужденно - обстановка, ведь, разрядилась. Советского Союза больше нет, стена пала, а отношения между Кубой и США в какой-то мере улучшились с той поры, как Фидель Кастро (Fidel Castro) отведал недавно на открытии совместной сельскохозяйственной ярмарки в Гаване гамбургеров. Белый дом уже давно нашел себе нового врага. Так что Гавану почтили высоким визитом из Вашингтона. Приехали оттуда, чтобы принять участие в проходящей до воскресенья конференции под названием «Октябрьский кризис, 40 лет спустя». К числу своих гостей организатор мероприятия Рамон Фернандес (Ramon Fernandez) - вице-президент Кубы - относит, среди прочего, бывшего министра обороны США Роберта Манкамару (Robert Mcnamara), советника Артура Шлесинджера (Arthur Schlesinger), а также экспертов ЦРУ и российской армии. При этом обе стороны собираются предать гласности секретные документы.
Впрочем, сенсационных разоблачений ожидать вряд ли приходится, в основе своей всем давно известно, что подтолкнуло две сверхдержавы осенью 1962 года на край пропасти ядерной войны и что предотвратило катастрофу. Речь шла о Берлине, и речь шла о Кубе. В кульминационный момент «холодной войны» советский руководитель Никита Хрущев распорядился установить на своем карибском форпосту в 90 милях от Флориды ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, не предупредив об этом. Лишь потом возникшее подозрение подтвердили серией фотоснимков разведчики США. 22 октября президент Джон Кеннеди (John Kennedy) проинформировал об этом страну в своем драматическом телеобращении, объявил морскую блокаду острова и пригрозил Москве в случае нападения возмездием. Хрущев, сказал он, должен немедленно прекратить создавать «безответственную и провокационную угрозу миру во всем мире».
Затем наступили, пожалуй, самые страшные дни второй половины 20-го столетия. Перед радиоприемниками и экранами телевизоров дрожали так же и немцы, когда на «13-й день» драму можно было увидеть воочию. «У меня было впечатление, будто была война, - вспоминает Фернандес - в свое время командующий кубинской армией, насчитывавшей 400 000 человек. - Я готовился к тому, чтобы умереть, но одновременно надеялся остаться в живых». Сегодня ему 79 лет. Но в ходе дипломатического покера советские грузовые суда развернулись, а потом Хрущев отозвал свое смертоносное оружие назад. Взамен Кеннеди пообещал не нападать на Кубу (после окончившегося позором вторжения прошел только год), а позднее убрал ракеты США из Турции.
Мир вздохнул с облегчением, но не Кастро. Он чувствовал, будто его предали. Это было большой ошибкой Хрущева пытаться сначала ввести Кеннеди в заблуждение, сказал недавно престарелый лидер корреспонденту американского канала "ABC", он, по его словам, много над этим размышлял. Вечный революционер, ему - 76 лет, остался единственным из главных фигур того времени, кто может говорить об этом. Хрущева и Кеннеди уже давно нет в живых.