Москва, 14 октября 2002 года. Подношения прибыли со всей империи: хрустальный крокодил из Молдавии; медленнорастущая сибирская сосна из города Томск; даже обещания копии царской шапки с Урала и макета горы в Киргизстане. В то время как кремлевские чиновники разбирают некоторые из более экстравагантных подарков, поднесенных президенту Владимиру Путину на прошлой неделе, другие размышляют над значимостью всей этой помпы вокруг 50-летнего юбилея главы государства.
Подарки были достаточно поразительными, от присланных детьми поздравительных открыток до хвалебных гимнов от молодежных группировок, а внимание к данному событию было впечатляющим - и все это очень широко освещалось российскими средствами массовой информации (СМИ).
Для некоторых наблюдателей эти празднества сигнализировали о возврате культа личности советских времен; для других они казались одним из аспектов абсолютистского подхода к управлению в восточном стиле, который все еще пронизывает значительную часть бизнеса, политики и общества в России.
Это должно было показаться достаточно чуждым иностранным руководителям, например, премьер-министру Великобритании Тони Блэру (Tony Blair), который вчера покинул Москву по завершении 2-дневного визита, когда волна подношений начинала понемногу спадать. Способность супруги г-на Блэра к деторождению вызвала большой интерес СМИ в Соединенном Королевстве, однако немногим англичанам известна дата рождения их премьер-министра.
"Мне это напоминает аналогичные события советского периода, связанные с днями рождения Сталина, Хрущева и особенно Брежнева - людей, у которых была такая же идеология, как у самого Путина, - говорит Андрей Зорин, историк культуры. - В своих поступках Путин продолжает ельцинскую политику приватизации и поддержки олигархов, но в своей идеологии он отражает то, чему его научили в КГБ".
Он подчеркивает отличие от тщательно разработанных церемоний к 100-летней годовщине Королевы-Матери. "Она является воплощением идеи государства. Россия - республика, а Путин - глава государства в стране, где большинству народа по-прежнему живется очень трудно. Нет ничего зазорного в том, чтобы отпраздновать свой день рождения в частном порядке, но подобное общественное празднество является чуть ли не аморальным".
Подношения г-ну Путину в определенной мере являются следствием куда более широкой советской и постсовесткой любви к юбилеям, от 70-летия социалистической революции (отпразднованного незадолго до того, как советская власть рухнула) до 57-й годовщины победы в Великой Отечественной войне (которая по-прежнему является ежегодным национальным праздником).
Российская газета деловых кругов "Коммерсантъ" ежедневно публикует раболепные поздравления с днем рождения лидерам политики и корпоративного управления - последние нередко еще не вышли из 30-летнего возраста - от помощников и коллег. Но культ вокруг личности г-на Путина, рейтинги которого остаются очень высокими, достиг новых постсоветских уровней. Две поп-группы поют ему осанну; молодежное движение марширует по улицам в его поддержку; помидоры, кафе и людей называют в его честь; там, где он побывал, открываются музеи и вешаются мемориальные доски.
В офисах по всей стране вешают на стены все больше разнообразных портретов и фотографий г-на Путина. И, как самый свежий пример, на прошлой неделе в одном из селений республики Ингушетия, где ранее в этом году был выбран президентом поддержанный Кремлем бывший глава ФСБ, одна из улиц была названа его именем.
В противоположность г-ну Ельцину, г-н Путин сам подчеркивал, что в понедельник работа идет как обычно, и что все подарки будут переданы государству. Казалось, его несколько смущают все эти празднества. Сергей Миронов, его товарищ по Санкт-Петербургу, которого он сам назначил возглавлять верхнюю палату российского парламента, утверждал, что лучшим подарком президенту станет "упорная работа".
Действительно, в классической советской традиции времен противоречий г-н Путин в свой день рождения находился за пределами страны, посещая саммит Содружества Независимых Государств в Молдавии и создавая впечатление, что вся эта суматоха не имеет к нему никакого отношения.
Однако представляется, что российским официальным лицам и рядовым гражданам все еще требуется некоторое подталкивание, чтобы они сами проявили инициативу, которая, по их мнению, доставит удовольствие их лидерам. Как говорит г-н Зорин: "Сегодняшнее российское общество в большинстве своем все еще остается советской республикой, которая чувствует себя довольно неуютно в связи с экономическим кризисом и идеологическим вакуумом, оставшимися после ельцинской эпохи. Должно пройти много времени прежде, чем будет разрушен этот тоталитарный стиль жизни".