Тбилиси, Грузия, 15 октября 2002 года. Брошенные советские танки разбросаны вокруг военно-учебной базы Крцаниси (Krtsanisi) в центральной части Грузии, этой бывшей советской республики, которая была передовым постом во время длительного противостояния Советского Союза и НАТО (Организация Североатлантического договора - прим. пер.). Сегодня над плацем в глубине базы развеваются два флага: красно-черно-белый флаг независимого государства Грузия и американский звездно-полосатый флаг. Батальон грузинских солдат, щеголяющих в американском полевом обмундировании и берцовых ботинках, проходит по плацу парадным маршем. Внутри паллиативной классной комнаты инструктор из числа американских "зеленых беретов" (войска специального назначения армии США - прим. пер.) с помощью переводчика читает группе солдат лекцию о порядке и правилах ведения войны. "Не пытайте и не убивайте военнопленных", - говорит он им.
Шансы на то, что грузинские войска возьмут пленных, невелики. Плохо оплачиваемые и голодные грузинские срочнослужащие прославились тем, что в разгар битвы бегут с поля боя. Но "зеленые береты", прибывшие в Грузию в мае с.г., обещали сделать из них новое боеспособное подразделение. "Мы намерены экспоненциально усилить их боевой потенциал, говорит 42-летний майор Дэвид Грассо (David Grasso), уроженец штата Нью-Гемпшир, который возглавляет рассчитанную на 2 года и стоящую 64 млн. долл. США программу Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) по оказанию помощи грузинской армии в подготовке к борьбе с терроризмом и другими угрозами.
Грузия станет испытательным полигоном для проводимой Вашингтоном новой политики поддержки стратегически важных, но немощных союзников. В случае с Грузией это участие может оказаться более глубоким и продлиться дольше, чем мог себе представить кто-нибудь в Вашингтоне. Если какая-то страна и подходит под определение немощной, так это Грузия. Эта маленькая нация численностью 5 миллионов человек получила от бога в награду плодородную землю и величественные горы; она славится своей острой кухней и хорошими винами. Но Грузию охватила экономическая разруха, она погрязла в коррупции и беззаконии.
Через 11 лет после обретения независимости значительную часть сельской местности контролируют бандитские формирования, а президент Эдуард Шеварднадзе с трудом удерживает контроль над столицей Тбилиси. Город страдает от частых отключений электроэнергии, а 30% его населения являются безработными. Абхазия находится под властью сепаратистов. Панкисское ущелье на севере страны стало убежищем для наркоторговцев, похитителей людей, чеченских боевиков - и, по меньшей мере, дюжины арабских моджахедов, которые, возможно, связаны с террористической организацией "Аль-Каида". "Если бы не Соединенные Штаты Америки, нам бы не выжить", - говорит советник г-на Шеварднадзе по национальной безопасности Тедо Джапаридзе, в прошлом посол Грузии в Вашингтоне.
Для Вашингтона это потенциальное болото кажется стоящим того, чтобы туда войти, по целому ряду соображений. Во-первых, американские политики хотят исключить вероятность того, что Грузия станет еще одним лагерем для террористов. Во-вторых, нестабильность в Грузии угрожает попыткам Запада сделать регион Каспийского моря одним из крупных источников нефти, не связанным с ОПЕК (OPEC - Организация стран - экспортеров нефти, англ.). Начато сооружение стоящего 3 млрд. долл. США нефтепровода, который пройдет по территории Грузии. И, в-третьих, Вашингтон хочет помешать Москве в осуществлении ее имперских планов в отношении страны, которая долгое время находилась под пятой русских царей и советских диктаторов.
Усиление российского влияния в Грузии может помешать планам Запада в отношении разработки каспийской нефти и природного газа. Москва пока еще не закрыла свои военные базы на грузинской территории, где с советских времен остаются 10000 российских солдат и более 1000 единиц бронетехники. Российский президент Владимир Путин угрожает в одностороннем порядке атаковать убежища чеченских боевиков в Грузии, если г-н Шеварднадзе испугается принять против них жесткие меры. Ситуация очень напряжена: поскольку Соединенные Штаты призывают к сотрудничеству, 6 октября г-н Путин и г-н Шеварднадзе договорились о совместном патрулировании грузино-чеченской границы.
Однако подобные договоренности могут долго не просуществовать, учитывая взаимное недоверие россиян и грузин. Вот почему кажется, что американское присутствие в Грузии затянется надолго. Чтобы помочь снизить зависимость Грузии от поставок российского газа, Америка выделяет Грузии помощь в размере 100 млн. долл. США в год на программу теплоснабжения в зимнее время года.
Американцы сознают, что дисциплинированная армия могла бы решить многие из проблем Грузии. Но в грузинской армии, являющейся микрокосмом бед нации, коррупция охватила верха, и генералов обвиняют в том, что те набивают свои карманы, заключая сделки по снабжению оружием чеченских боевиков. Вот почему, в том числе, американские инструкторы делают ставку на молодых командиров. Во главе батальона в составе 558 человек поставлен 24-летний лейтенант Лаша Беридзе, который прошел подготовку в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Участникам американской программы подготовки хорошо платят - 200 долл. США в месяц для контрактника в звании "рядовой", в то время как в регулярной армии Грузии срочнослужащий получает всего 20 долл.
Укрепление грузинской экономики может оказаться даже еще более трудным делом, чем реформа ее армии. Большинство крупных промышленных предприятий остаются в руках "красных директоров". Иностранные инвестиции не достигают и 30 млн. долл. США в год. Ввиду широко распространившихся краж крупнейший инвестор, "AES Corp" со штаб-квартирой в городе Арлингтон (штат Вирджиния), грозится уйти из Грузии. Новый проект строительства нефтепровода обеспечит Грузии контракты на сумму порядка 250 млн. долл. США, однако этого, по-видимому, недостаточно для осуществления надежд грузинского руководства.
Далее стоит вопрос о политической системе. Г-на Шеварднадзе по-прежнему поддерживает Вашингтон, но от него отворачиваются грузинские реформаторы, осуждающие его за неспособность справиться с коррупцией и улучшить положение дел в экономике. Перевыборы президента состоятся не ранее 2005 года.
Одним добрым знаком является то, что грузины по горло сыты всем этим бардаком. "Эта страна может трансформироваться - и она это делает, находясь в самом опасном окружении, - говорит американский экспатриант Марк Мюллен (Mark Mullen), директор тбилисского отделения Национального демократического института (National Democratic Institute) США. Это утверждение, кажется, основано больше на вере, чем на наличии доказательств, но было бы чудесно, если бы оно оказалось правдой - не только ради Грузии, но также ради Америки и - да - России.